Президент "Роснефти" Игорь Сечин предложил создать на рынке газа своповую систему торгов и международную биржу. Такая система, считает он, может нивелировать цены на рынках газа. Но в отрасли уверены, что самой "Роснефти", которая к 2018 году может выйти на азиатский рынок поставок сжиженного газа (СПГ), свопы менее интересны, чем долгосрочные контракты.
Фото: Александр Романов, Коммерсантъ / купить фото
Вчера президент "Роснефти" Игорь Сечин на XXII Всемирном энергетическом конгрессе в Южной Корее предложил задуматься о создании новой глобальной системы торговли газом. "Необходимо сосредоточить усилия на вопросах инфраструктурно-договорного объединения рынков, свопирования на нем глобальных поставок",— отметил он. По его мнению, рынку нужен информационный обмен и, возможно, специализированная клиринговая палата. Господин Сечин считает целесообразным создание международной биржи стран-участниц, где могли бы регистрироваться сделки с применением региональных валют. Все это, считает глава "Роснефти", поможет нивелировать ценовые различия между отдельными сегментами газового рынка.
Сырьевые свопы (commodity swaps) используются на спотовом рынке для управления рисками колебания цен или для облегчения поставок с помощью взаимообмена сырьем между компаниями. Наиболее широко спотовые поставки газа применяются в странах АТР, куда в основном поставляется СПГ. В Европе исторически применяются долгосрочные контракты на трубопроводный газ с формулой цены, привязанной к нефтяным котировкам. Но последние несколько лет европейские потребители требуют учета в формуле спотовых котировок, что может снижать стоимость газа. Привязывать цену к спотовым торгам требует и Китай, с которым "Газпром" с 2005 года ведет переговоры о поставках газа. Именно выбор биржи, котировки которой будут учитываться в цене, тормозит подписание контракта, которое прогнозировалось еще осенью.
При этом у самой "Роснефти" пока нет возможности поставлять свой газ на мировой рынок. Компания сможет получить ее лишь после принятия закона о либерализации экспорта СПГ, запланированного на конец года, и строительства к 2018 году на Сахалине завода мощностью до 10 млн т СПГ в год с поставками в АТР. В "Роснефти" заявления ее главы не комментируют. Но источник "Ъ", знакомый с ситуацией, отмечает, что слова Игоря Сечина являются "декларацией на будущее": конкретных предложений компания не прорабатывала.
Господин Сечин вчера также заявил, что "краеугольным камнем" системы отношений на рынке является контракт, приоритетность которого должна быть обеспечена государством. "Возможно, имеет смысл поработать над стандартизацией контрактов и определенными гарантиями их неприкосновенности",— отметил он. Глава "Роснефти" напомнил, что Евросоюз в силу новых политических и экономических обстоятельств пытается изменить контрактные условия. В частности, после принятия Третьего энергопакета в 2009 году власти ЕС требуют пересмотра цен и схем поставки газа от "Газпрома".
Источник "Ъ" на рынке полагает, что Игорь Сечин, бывший в правительстве Владимира Путина вице-премьером по ТЭКу, делает такие заявления явно не как глава компании. Его предложения прямо противоречат друг другу, ведь сама же "Роснефть", имея уже твердые контракты на поставку СПГ, в условиях жесткой конкуренции, которая прогнозируется на рынке к 2020 году, вряд ли согласится заменить их на своп. В то же время, отмечает источник "Ъ", это заявление соответствует планам Южной Кореи по созданию в Сингапуре крупной биржи газа. Она могла бы стабилизировать цены на СПГ в АТР, которые сейчас втрое превышают цены в США и вдвое — в Европе. Но они не соответствуют интересам самой "Роснефти", которая собирается строить СПГ-завод.
Максим Семянин из "СОЛИД Менеджмент" считает, что заявление Игоря Сечина вызвано опасением "Роснефти", связанным с растущей "сланцевой угрозой" со стороны США (текущая цена на газ в стране — $90 за 1 тыс. кубометров). США собираются "разморозить" экспорт, что повлечет переизбыток на рынке дешевого газа. Эксперт считает, что сама "Роснефть" не сможет продавать СПГ по такой цене, так что стремится создать общемировую систему ценообразования.