Вчера сотрудники Следственного комитета (СК) предъявили обвинения в новой редакции активистам Greenpeace, задержанным 18 сентября за акцию в Печорском море у платформы "Приразломная". Следователи больше не считают попытку экологов вывесить баннер пиратством и квалифицируют произошедшее как хулиганство. Опрошенные "Ъ" юристы считают эту статью более подходящей, но все равно с натяжкой: для квалификации действий экологов как хулиганских необходимо "нарушение общественного порядка", а что считать обществом в открытом море — неизвестно.
Первым о том, что обвинения 30 задержанным за акцию в Печорском море членам экипажа ледокола Arctic Sunrise были предъявлены, поздним вечером в среду заявил официальный представитель СК Владимир Маркин. Он объяснил, что изначальные обвинения в пиратстве были выдвинуты против экологов, в том числе и по их собственной вине: "Отказ обвиняемых от дачи показаний дает все основания тщательно проверять все возможные версии произошедшего, в том числе и захват платформы из корыстных побуждений, и террористические мотивы, и ведение незаконной научной деятельности, и шпионаж". Следователи пришли к выводу, что действия экологов, 18 сентября попытавшихся вывесить баннер на "Приразломной" в знак протеста против нефтедобычи в Арктике, подпадают под ч. 2 ст. 213 УК РФ (хулиганство, совершенное с применением предметов, используемых в качестве оружия, организованной группой, связанное с сопротивлением представителю власти).
Как рассказал "Ъ" один из адвокатов фигурантов дела Arctic Sunrise, попросивший не указывать его имени, следователи в Мурманске, где экологи находятся под арестом, судя по всему, сами узнали о переквалификации из новостей. "Утром мне позвонили и сказали, что предъявлять обвинения в новой редакции будут в следующий понедельник. Потом сказали, что на день раньше. Еще через полчаса сказали приезжать сегодня вечером",— рассказал собеседник "Ъ". Вчера первым к 16:00 в здание мурманского управления СК был доставлен российский активист Greenpeace Андрей Алахвердов. Его в присутствии адвоката уведомили о прекращении против него уголовного дела, возбужденного по ст. 227 УК РФ (пиратство), и вручили новое обвинительное заключение. "Думаю, что на предъявление обвинений всем 30 арестованным потребуется несколько дней",— заявил "Ъ" адвокат британского активиста Энтони Перрета Сергей Голубок. По его мнению, переквалификация обвинений "дает небольшой шанс на освобождение арестованных". Напомним, что ранее в СК уже говорили, что не исключают как переквалификации обвинений, так и изменения меры пресечения экологам. Это произошло сразу после того, как президент РФ Владимир Путин
заявил, что не считает фигурантов уголовного дела пиратами (см. "Ъ" от 26 сентября). В штаб-квартире Greenpeace вчера сказали, что не согласны с любой формой уголовного преследования своих соратников: "Это по-прежнему непропорционально жесткое обвинение, которое предполагает лишение свободы сроком до семи лет".
При этом опрошенные "Ъ" юристы считают, что и новая статья в полной мере не отражает сути произошедшего в Печорском море. "Возможно, это самоуправство — самовольное завладение чужим имуществом с целью его временного использования. Что касается хулиганства, то тут нужно доказывать факт нарушения общественного порядка",— заявил "Ъ" главный научный консультант компании "Юридическая служба столицы" Дмитрий Ястребов. По словам ведущего юриста практики судостроения и пароходства компании "Инмарин" Виктории Ждановой, в открытом море нарушить общественный порядок невозможно, "поскольку общества там нет". "Что в данном случае можно считать обществом — нефтяную платформу? Или ОАО "Газпром", которому эта платформа принадлежит?" — говорит она. Что касается разбирательства в Международном трибунале ООН по морскому праву (см. "Ъ" от 5 октября), в который с требованием освободить судно и экипаж ранее обратились Нидерланды (корабль ходил под флагом этого государства), то переквалификация обвинений вряд ли скажется на судебном процессе. "Уйти от трибунала Россия сможет лишь в том случае, если судьи сочтут, что суть разбирательства не в действиях задержанных экологов, а в сугубо юридической плоскости, но такое развитие событий маловероятно",— уверена госпожа Жданова.