Худайнатов мостит Сечину запасной плацдарм

Источник
Независимая нефтегазовая компания Эдуарда Худайнатова продолжает выкуп активов в обмен на «Таймырнефтегаз», недавно приобретенный у ННК «Роснефтью».
В апреле стало известно о том, что доля ННК в «РН-Сахалинморнефтегазе» достигла 49 процентов, а к лету станет контрольной. Кто выиграл от обмена активами и как может измениться конфигурация в дальнейшем – в материале «Октагона».

Насыщение базы «Восток Ойл»

О планах по масштабному обмену активами между «Роснефтью» и ННК стало известно в конце прошлого года. В 2020 году компании Игоря Сечина в рамках своего проекта «Восток Ойл» удалось открыть крупное Западно-Иркинское месторождение на Таймыре. Его извлекаемые запасы нефти оцениваются в 511 млн тонн (величина, сравнимая с годовой добычей в стране).

Находящееся по соседству Пайяхское месторождение, обладающее еще более внушительными запасами – более 1 млрд тонн нефти, – принадлежало компании бывшего президента «Роснефти» Эдуарда Худайнатова. Очевидно, что для развития амбициозного проекта «Восток Ойл» приобретение Пайяхи выглядело предсказуемо и довольно логично. Помимо упомянутых двух месторождений, «Восток Ойл» включает в себя месторождения Ванкорского и Восточно-Таймырского кластеров. Согласно замыслу, о котором было доложено президенту Владимиру Путину, с помощью «Восток Ойл» уже к 2024 году «Роснефть» обязуется поставить до 30 млн тонн нефти для загрузки Северного морского пути. Всего в перспективе проект сможет обеспечивать добычу до 100 млн тонн в год.

В обмен на Пайяху Эдуард Худайнатов получил от «Роснефти» ряд активов и крупные денежные средства. Как следует из отчета «Роснефти» по МСФО за 2020 год, за компанию «Таймырнефтегаз» (принадлежала Худайнатову, а ее структуры владеют лицензиями на разработку таймырских недр) будет заплачено 11 млрд долларов. Среди активов, которые «Роснефть» передает своему бывшему президенту, – «РН-Северная нефть», «РН-Сахалинморнефтегаз», «Варьеганнефтегаз» и подконтрольные ему предприятия. Добыча нефти последнего в 2020 году составила около 10 млн тонн.

Что получил Худайнатов

Активы, которые получает экс-президент «Роснефти», эксперты оценивают как непростые и даже проблемные. Большая часть месторождений, разрабатываемых «Варьеганнефтегазом» и «РН-Северная нефть», старые и обводненные. Что касается «РН-Сахалинморнефтегаза», то его инфраструктура серьезно изношена и нуждается в значительных капиталовложениях. После прошлогодней аварии на нефтепроводе Оха – Комсомольск-на-Амуре добыча на севере Сахалина была остановлена, требуется строительство новой трубы для транспортировки продукции «РН-Сахалинморнефтегаза» на материк.

Вместе с предприятием компания получает и целый социальный проект, поскольку, как писал «Октагон» летом 2020 года, «РН-Сахалинморнефтегаз» является градообразующим предприятием для города Охи и поселка Ноглики на Сахалине и обеспечивает работой тысячи сахалинцев. Как стало известно в феврале, ННК ведет подготовку к возобновлению добычи на месторождениях «Сахалинморнефтегаза» на севере Сахалина, а также планирует построить нефтепровод и привести в порядок скважины и промысловые трубопроводы к концу 2022 года. На это понадобится ориентировочно 70–80 млрд рублей.

Однако, как говорят эксперты, сделка кажется невыгодной лишь на первый взгляд.

– В 2020 году Сечин был у Путина и рассказал ему о своих планах по приобретению нового крупного актива. Президент эти планы не одобрил, предложив сначала упорядочить и привести в порядок нынешние. В рамках этого негласного поручения и было решено отдать проблемные активы Худайнатову и сосредоточиться еще больше на проекте «Восток Ойл», – рассказал «Октагону» источник, знакомый с ситуацией.

В итоге, по его словам, глава ННК получил немалую выгоду.

– Полученные им активы на самом деле не такие уж плохие, у них есть хорошая перспектива. Главное же, что Худайнатов смог за счет полученных от «Роснефти» средств погасить долги перед ВТБ и еще остаться в плюсе. Не стоит забывать и о том, что этот жест со стороны Худайнатова выглядит как своевременно протянутая рука помощи Сечину, что немаловажно, – говорит источник.

Синица в руке

– Худайнатов в любом случае не потянул бы разработку такого гигантского месторождения. Для относительно небольшой частной компании это очень сложный проект в сложных климатических условиях, требующий строительства серьезной инфраструктуры, в частности, для последующей транспортировки нефти, – считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

По его мнению, глава ННК получил вместо журавля в виде Пайяхи синицу в руки – месторождение не без проблем, но с уже ведущейся добычей и имеющейся в наличии инфраструктурой.

Эксперт напоминает, что изначально ННК Худайнатова создавалась для того, чтобы участвовать в приватизации как независимая компания и скупать различные активы для последующей перепродажи государственной «Роснефти». Затем это оказалось не нужно – «Роснефть» сама прекрасно справлялась с этой задачей.

«Нужда в Худайнатове как в такой кладовке, куда будут перекладываться активы, отпала. Не исключено, что в будущем он будет заходить в какие-то проекты и инвестировать, но, по сути, остается своего рода филиалом “Роснефти”».

Игорь Юшков | эксперт Финансового университета при Правительстве РФ

– Может, как и планировалось, участвовать в конкурсах на освоение месторождений, а потом совместно с «Роснефтью» их разрабатывать или ей их продавать. Нужно понимать, что их стратегия учитывает интересы друг друга, – отмечает Юшков.
Что касается вероятности полного слияния компаний, эксперты считают ее крайне низкой.

ННК для того и создавалась, чтобы у Игоря Ивановича [Сечина] был запасной плацдарм. Нынешняя конфигурация самая удобная для всех, – заключил источник «Октагона».
Персоны Компании
Пожарные инспектора в Питере разработали неубиваемую схему обогащения
Как Фемида спасает коммерсантов из МЧС. 
Телеграм-канал Банкста: сообщения от 27.04.2021
Сообщения канала за 27 апреля 2021 года.
Телеграм-канал The Moscow Post: сообщения от 27.04.2021
Сообщения канала за 27 апреля 2021 года.
"Удав" отрыгнул зятя Михалкова
«Ростех» передал «Калашникову» разработчика экипировки солдата будущего Убыточное предприятие покидает и зять Михалкова.
Пока Ларису Маркус лишают последнего, ее брат в Лондоне в ус не дует
На торги выставлено российское имущество бывшего президента и акционера рухнувшего Внешпромбанка Ларисы Маркус на 672 миллионов рублей. Всего она должна кредиторам 114,7 миллиардов рублей.
Данило Лацманович ураганит в лондонском суде
Инвестиционный мошенник из России запугал британского девелопера.
Эксклюзивные кадры: особняк «крестного отца» Южного Урала – олигарха Аристова
Ранее эта земля числилась на ООО «Агрофирма Ариант» (ИНН: 7424030241), но 29 декабря 2020 года Антипов переписал участок на себя.
«Они думают так же, как сотрудники ФСИН: людей можно пытать и все что угодно с ними делать»
Рассказываем, как бывшие начальники колоний, силовики и бизнесмены с контрактами от ФСИН заменили правозащитников и почему пытки в колониях продолжатся.
Собянин готовится пожертвовать Хрипуном
Глава Депздрава Москвы Хрипун может владеть элитной недвижимостью на сотни млн рублей. Он может стать новой жертвой аппаратной борьбы между командами Собянина и Мишустина.
Бизнес у сына и жены Александра Жукова подозрительно прет в гору
Как разбогател сын-драчун вице-спикера Госдумы Жукова.
Росфинмониторинг роется в наследстве Мазурова
В судах всплыл известный танкер и испанские активы.

 
Телеграм-канал Компромат 2.0.: сообщения от 26.04.2021
Сообщения канала за 26 апреля 2021 года.
Телеграм-канал Банкста: сообщения от 26.04.2021
Сообщения канала за 26 апреля 2021 года.
Телеграм-канал Горчица: сообщения от 26.04.2021
Сообщения канала за 26 апреля 2021 года.
Телеграм-канал Компромат ГРУПП: сообщения от 26.04.2021
Сообщения канала за 26 апреля 2021 года.
Телеграм-канал The Moscow Post: сообщения от 26.04.2021
Сообщения канала за 26 апреля 2021 года.
Телеграм-канал ВЧК ОГПУ: сообщения от 26.04.2021
Сообщения канала за 26 апреля 2021 года.
Сибантрацит доведет дело до катастрофы
Ростехнадзор находит на предприятиях «Сибантрацита» десятки нарушений, но компания получает минимальные штрафы. Наследники миллиардера Дмитрия Босова делят активы в судах, а менеджмент наращивает добычу.