Что делать судье, если свидетели отказываются от обвинительных показаний и сообщают сведения в пользу подсудимого? Ответ знают служители Фемиды из станицы Кущевская. Самый простой выход — не вносить неудобные заявления в протокол судебного заседания и спокойно выносить нужный приговор. С такой ситуацией столкнулся бывший глава ИФНС Игорь Гончаров, получивший условный срок после того, как пытался вскрыть налоговые нарушения у компаний, связанных с “бандой Цапков”. Не нашел понимания бывший налоговик и в апелляции — судья Краснодарского краевого суда отменил рассмотрение жалобы, проигнорировав нормы УПК. Подробности противостояния экс-руководителя ИФНС с кубанским правосудием — в материале ПАСМИ.
В феврале бывший начальник инспекции ФНС в станице Кущевская Игорь Гончаров был приговорен к 1,5 годам условно по делу о превышении должностных полномочий. Гончарова обвинили в незаконном удержании зарплаты у главного бухгалтера ИФНС Татьяны Поповой на сумму 56 тыс. рублей, а также в том, что он якобы заставил ее заплатить из личных средств выписанный на инспекцию штраф 30 тыс. рублей. Правда, тут есть один нюанс — ранее в ходе внутренней проверки Гончаров выявил нарушение закона со стороны самой Поповой — присвоение бюджетных средств в размере 850 тыс. рублей. Ее вину подтвердил суд, но в качестве наказания бухгалтер получила минимальный штраф.
Кстати, свой гораздо более суровый приговор Игорю Гончарову лично услышать не удалось — во время оглашения он находился в коридоре Кущевского райсуда. По словам бывшего налоговика, заседание без уведомления перенесли на более раннее время, а затем в зал суда его и адвокатов просто не пустили.
Об этом и других нарушениях в ходе следствия и судебного процесса Игорь Гончаров ранее рассказывал ПАСМИ. Но главное, по его мнению, в том, что само возбуждение уголовного дела незаконно. Экс-глава ИФНС уверен: ему отомстили за проведение налоговых проверок на предприятиях, где это делать не рекомендуется, в частности, в компаниях Федора Стрельцова, которого называют «серым кардиналом» и хранителем активов «банды Цапков». С противодействием местных правоохранителей Гончаров столкнулся сразу после назначения в Кущевку, и в этом противостоянии проиграл — после возбуждения уголовного дела он был уволен с поста руководителя инспекции, и оспорить это кадровое решение ему не удалось. Теперь бывший налоговик пытается добиться отмены приговора суда, но пока тоже безуспешно.
Дырявый протокол
12 февраля 2021 года, в день вынесения приговора, который, напомним, судья Кущевского суда Андрей Лисовец огласил в отсутствие обвиняемого, Игорь Гончаров подал ходатайство об ознакомлении с протоколом и аудиозаписью судебного процесса. Согласно нормам УПК, эти данные суд должен предоставить в течение трех суток с момента подачи ходатайства, но ждать пришлось гораздо дольше. Протокол и записи бывший налоговик получил спустя 40 дней — 25 марта, и только после жалобы в Краснодарский краевой суд. При этом на изучение свыше 400 листов и 1,4 Гб аудиофайлов осужденному предоставили всего пять дней.
Ознакомившись с протоколом, Игорь Гончаров обнаружил вероятную причину задержки его выдачи и жесткого ограничения по срокам. По его словам, текст и аудиозаписи были серьезно искажены. В частности, экс-глава ИФНС обратил внимание на то, что листы протокола пронумерованы карандашом, номера страниц иногда совпадают, а также имеются чистые листы, что наводит на мысли о возможном подлоге.
Но техническими нарушениями не ограничилось. Игорь Гончаров обнаружил, что в протоколах отсутствует целый ряд показаний свидетелей, причем именно те фрагменты, которые могут указывать на его невиновность.
Они в курсе:
— прокурор Краснодарского края Сергей Табельский
— глава ГУ МВД Краснодарского края Владимир Андреев
— и.о. руководителя СУ СКР по Краснодарскому краю Андрей Маслов
— председатель Краснодарского краевого суда Алексей Шипилов
— глава УФНС по Краснодарскому краю Алексей Семенов
К примеру, не задокументированы слова главбуха Татьяны Поповой о том, что указание заплатить штраф из своего кармана глава ИФНС ей дал 6 апреля 2018 года. Как пояснил Игорь Гончаров, в этот день он находился в командировке, что подтверждается документами, приобщенными к материалам дела. Вероятно, поэтому дата 6 апреля вообще не фигурирует в протоколе, хотя на аудиозаписи она есть.
Также в протоколе судебного заседания отсутствует целый ряд принципиально важных показаний ключевого свидетеля обвинения Натальи Евтенко. В ходе предварительного следствия она заявляла, что Гончаров дал ей указание не выплачивать зарплату Поповой, но в суде свои показания изменила, сказав, что прямого приказа не было, а она так восприняла слова руководителя о том, что у Поповой имеется переплата. При этом в приговор вошла цитата “Ей не может быть никакой зарплаты”, хотя Гончаров уверяет, что этих слов никогда не говорил.
Есть в аудиозаписи, но нет в бумажной версии показаний сотрудников УФНС по Краснодарскому краю Игоря Шабанова и Юрия Шумена, подтверждающих невиновность подсудимого. А значительной части заявлений еще одного свидетеля защиты — начальника безопасности краевого налогового управления Федора Ковалика — нет как в протоколе, так и в аудиофайлах.
Аудиопротоколирование нескольких судебных заседаний отсутствует в представленных для ознакомления материалах полностью, в частности, нет записи выступлений 12 ключевых свидетелей. Также отсутствуют необходимые по закону разъяснения судьей Лисовцом статей УПК, хотя в протоколы они внесены.
Жалоба с возвратом
Информация об этих явных нестыковках, которые, по мнению Игоря Гончарова, были допущены Кущеским судом намеренно, была изложена в апелляционной жалобе, направленной в Краснодарский краевой суд. Там также указывалось на несоответствие деяний Гончарова вмененной ему статье, на недоказанность вины осужденного, а также на то, что приговор вынесен с грубейшими нарушениями уголовно-процессуального законодательства.
В связи с вышеизложенным Игорь Гончаров попросил апелляционную инстанцию отменить приговор и оправдать его. Если же краевой суд примет решения вернуть дело на новое рассмотрение, то направить его в другой судебный орган “в связи с обоснованным сомнением в беспристрастности и непредвзятости судей Кущевского районного суда”.
Но Краснодарский краевой суд не принял решения ни об отмене приговора, ни о вступлении его в законную силу, хотя судья Алексей Куприянов никаких препятствий к рассмотрению апелляционной жалобы не нашел и назначил заседание по ней на 29 апреля 2021 года. Но на этом заседании Куприянов жалобу с рассмотрения снял и направил уголовное дело Гончарова обратно в Кущевский районный суд. Причиной стало ходатайство гособвинителя Оксаны Агджоян об ознакомлении с протоколом и аудиозаписью рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Они должны быть в курсе:
— генпрокурор Игорь Краснов
— глава МВД Владимир Колокольцев
— председатель СКР Александр Бастрыкин
— председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев
— руководитель ФНС России Даниил Егоров
Игорь Гончаров считает решение судьи Куприянова незаконным. По мнению бывшего налоговика, оно влечет за собой волокиту и нарушает его права на рассмотрение дела в разумный срок. Гончаров уверен: суд не стал рассматривать его жалобу по существу, так как ему пришлось бы отменять приговор первой инстанции ввиду многочисленных нарушений.
Он также считает незаконными действия гособвинителя — помощника прокурора Кущевского района Оксаны Агджоян. Согласно статье 259 УПК РФ, стороны процесса вправе просить суд об ознакомлении с протоколом в течение трех суток после окончания судебных заседаний по делу, но Агджоян, в отличие от Гончарова и его защиты, с 12 февраля с таким ходатайством не обращалась. Кроме того, та же статья УПК гласит, что ходатайство не подлежит удовлетворению, если уголовное дело уже направлено в апелляционную инстанцию. Гончаров также обратил внимание на то, что сотруднице прокуратуры, в отличие от него самого, срок ознакомления никак не ограничили.
Из Москвы вниз
Действия помощника прокурора, а также судей первой и второй инстанций бывший глава ИФНС обжаловал руководителям надзорных и судебных органов.
Жалоба на незаконное, по мнению заявителя, решение судьи Алексея Куприянова о снятии с рассмотрения апелляционной жалобы была направлена председателю Верховного суда Вячеславу Лебедеву и главе Краснодарского краевого суда Алексей Шипилову 14 мая. Спустя пять дней Игорь Гончаров отправил тем же адресатам еще одно обращение — по поводу нарушений в ходе рассмотрения его дела, допущенных судьей Андреем Лисовцом. Также 19 мая бывший налоговик обжаловал действия и бездействие представителя гособвинения Оксаны Аджоян на имя генпрокурора Игоря Краснова и главы регионального надзорного органа Сергея Табельского.
Спустя полмесяца пришли ответы из Генпрокуратуры и Верховного суда. Заместитель начальника контрольно-надзорного управления Кирилл Гузеев предложил заявителю довести до суда второй инстанции свою позицию и аргументировать ее самостоятельно или посредством адвоката. А старший консультант из высшего судебногооргана просто проинформировала, что жалоба отправляется «по принадлежности» председателю Краснодарского краевого суда.