Операция свердловской полиции в офисе ОАО «Пневмостроймашина», которое принадлежит семье известного свердловского политика и бизнесмена Анатолия Павлова, последний год пользовавшегося особым доверием губернатора Среднего Урала Евгения Куйвашева, окончательно запутала представителей местных элит. Официально силовики назвали свой визит на завод Павлова «осмотром помещений». Более того, пресс-служба полицейского главка старательно успокаивает общественность — речи не идет даже о доследственной проверке, не говоря уже об уголовном преследовании. Тем не менее в свердловском истеблишменте, который сегодня весь день обсуждал различные версии, продолжает нарастать гнетущее ощущение потери региональной властью контроля за ситуацией в области. О том, что происходит, — в материале Znak.com.
26 сотрудников УЭПиПК ГУ МВД по Свердловской области при поддержке бойцов СОБРа пришли сегодня на ОАО «Пневмостроймашина» (ПСМ) еще утром. «Людей вывели в коридоры, телефоны отобрали, изымают документацию»,— сотрудница «Финпромко» (туда структурно входит «Пневмостроймашина») рассказывала Znak.com о происходящем предельно эмоционально.
Комментарий заместителя начальника пресс-службы ГУ МВД Нины Пелевиной ожидаемо оказался гораздо суше: «Проводят осмотр офисных помещений». С ее слов, называть это обыском неверно, мероприятия проводятся не в рамках уголовного дела или доследственной проверки: «Закон об оперативно-разыскной деятельности позволяет отрабатывать оперативную информацию таким образом. Проверяется финансово-хозяйственная документация с целью определения, имеются ли в ней сведения о нарушениях при проведении финансовых операций».
Что это за оперативная информация, в ГУ МВД говорить пока отказываются. Также воздерживается от комментариев и основатель «Финпромко», депутат свердловского Заксобрания Анатолий Павлов (его дочери Наталья и Ольга Павловы, согласно ЕГРЮЛ, являются соучредителями ОАО «ПСМ», владея 51,7% и 44,34% акций соответственно). «Я – депутат Заксобрания, там есть директор, спрашивайте у него»,— посоветовал сегодня журналисту Znak.com глава семьи Павлов.
Директор ОАО «ПСМ» Владимир Анисимов (один из самых опытных глав свердловских муниципалитетов — с 1996 по 2012 год он занимал пост главы Серова и долгое время руководил местной ячейкой «Единой России»), тоже затруднился объяснить причины оперативно-разыскных мероприятий на предприятии. Но рассказал, что именно ищут силовики: «Работа с ними велась в течение сентября. Сначала был запрос о работе с нашими потребителями. Необъемные документы мы передали полиции в бумажном виде. Объемные — в электронном. Сегодня они затребовали в юротделе и бухгалтерии оригиналы». Прежде всего, силовиков интересуют документы о взаимодействии ПСМ с ООО «ПСМ Гидротек» (совладельцы Ольга Павлова — 51% и Вадим Баталов – 49%) и ООО «ПСМ-Гидравлика» (совладельцы Ольга Павлова – 85% и Александр Кузнецов – 15%) с 2009 по август текущего года».
В отличие от более впечатлительных коллег, действия полиции Анисимов описал как спокойные и адекватные: «Покушали в нашей рабочей столовой, подписали бумаги об изъятии документов, и на этом все».
Сам Анатолий Павлов считает, что все происходящее не имеет политической подоплеки. «Не нужно придумывать»,— отрезал он в беседе со Znak.com. Между тем источник, отработавший лето в сформированном администрацией губернатора выборном штабе, уверен, что повод для опасений с этой точки зрения у Павлова есть: «Некорректно повел себя. Взял на себя ответственность за результат «Единой России» по Октябрьскому району, обещал Анисимова поставить руководить штабом, а в итоге кампанию везли люди [депутата ЗССО Валерия] Савельева и глава района [Валерий Строшков]. Его (Павлова) человек, Жанна [Рябцева], тоже пахала. Но она исключительно потому, что член политсовета районного отделения. В итоге результат ЕР по Октябрьскому району оказался в этом году даже хуже, чем у традиционного аутсайдера — Кировского района».
И тем не менее его коллеги по избирательной кампании считают, что глобальных претензий к Павлову нет: «Не нужно демонизировать Куйвашева. Павлов обещал работать в обмен на Белоярку (там шла борьба за пост главы городского округа) и место Анисимову в списке одномандатников. Белоярку отдали [секретарю свердловской ячейки ЕР, вице-спикеру Виктору] Шептию. Одномандатников — [замглавы администрации Екатеринбурга Владимиру] Тунгусову. И Павлов не без оснований на то решил — нет карандашей, нет и конфеток. Претензии к нему есть, но они не настолько глобальные, как к некоторым другим участникам кампании».
Куда более распространена версия о том, что политические позиции Павлова ослабли в целом. Губернатор «отошел в сторону» после выборов в Екатеринбурге. Полпредство, которое еще год назад участвовало в спасении «Пневмостроймашины» от банкротства с позиций укрепления имиджа движения «В защиту человека труда», сейчас фактически сворачивает этот проект, соответственно, к взаимоотношениям с Павловым интерес также потерян: «Крыша в лице губернатора и полпреда разъехалась, вот и начались проблемы по экономике».
Вообще экономическая версия куда более популярная, нежели политическая. Три года, начиная с кризисного 2009-го, «Пневмостроймашина» находилась, как уже говорилось выше, в стадии банкротства. Однако в 2012 году с кредиторами (в реестр кредиторов вошли 76 организаций, среди них Сбербанк РФ, «Абсолют банк», ВТБ, «ЮниКредит банк», «Райффайзен банк» «Росбанк», общая сумма долговых обязательств 2 млрд рублей) неожиданно было подписано мировое соглашение. По нему ПСМ брала обязательства рассчитаться с долгами до 2018 года, в ответ кредиторы соглашались на прекращение конкурсного производства.
Конкурсный управляющий Эдуард Чу, занимавшийся тогда делами ПСМ, считает, что на руку сыграла изменившаяся конъюнктура рынка, выразившаяся в увеличении продаж. Однако знакомый с ситуацией бизнесмен утверждает: выстроить договоренности с главными кредиторами — федеральными банками и лизинговыми компаниями помогли из уральского полпредства: «Сейчас ситуация изменилась. Не исключаю, что Павлова начали подозревать, что носит мимо кассы, и решили поставить в стойло». Его коллега детализирует — основная прибыль с продукции ПСМ снималась в тех самых «ПСМ Гидротек» и «ПСМ-Гидравлика», которые фактически выполняют роль подконтрольных семье Павлова торговых домов. Сама же ПСМ как оставалась на грани банкротства, так и остается, и сейчас это стало вызывать опасения у кредиторов, что соглашение так и не будет выполнено.
Владимир Анисимов с такой трактовкой не согласен: «Наш ежемесячный платеж по обеспечению кредитов составляет 13 млн 380 тыс. рублей. Все обязательства строго выполняются, я даже на командировки стараюсь лишней копейки не выписывать. Буквально утром до обысков я подписал очередной платеж Сбербанку». «Предприятие по графику погашает задолженность, претензий со стороны Сбербанка нет»,— полностью подтвердили его слова в пресс-службе Уральского банка Сбербанка РФ.
Согласно еще одной версии, к бизнесу Павлова предъявили претензии его партнеры из лихих 90-х, вкладывавшиеся в его бизнес-проекты, но старавшиеся прежде держаться в тени из-за непростых отношений с законом.
Сходятся все источники Znak.com в одном — нынешние действия силовиков окончательно сбили систему координат в головах местных VIP. «Работаешь в связке с Куйвашевым или против него, живешь в одном доме или рядом [сенатором Аркадием] Чернецким и [вице-мэром Владимиром] Тунгусовым в «Карасях», ходишь с губернатором в баню, на хоккей или нет — это все не имеет никакого теперь значения. Сиди, жди очереди. За тобой придут»,— раскрывает известный свердловчанин популярный сейчас мировоззренческий вывод (имени своего по понятным причинам он просил не называть).