Хирургическое оперирование вагонами

Источник
Как в 2016 году вылечили рынок, отрезав лишнее.
Рынок железнодорожных перевозок входил в 2016 год в состоянии, близком к тотальному коллапсу. Избыток вагонов и стагнация грузоперевозок уронили доходы операторов до минимума, который не позволял окупать текущие расходы. Но запрет на использование старых вагонов отправил в утиль шестую часть парка, и ставка доходности вернулась почти к докризисному уровню. В итоге в отрасль к концу года даже начали приходить новые инвесторы.

Свободный сегмент рынка грузовых перевозок по железной дороге волатилен, как и положено рынку: за девять месяцев ставка аренды может сократиться втрое, потом резко вырасти и снова упасть. В 2015 году она достигла исторического минимума в символические 400 руб. за вагон в сутки, что поставило отрасль под угрозу: в ряде случаев доходы не покрывали даже затрат на содержание вагонов. Операторы накупили много подвижного состава, а рост грузопотоков не оправдал ожиданий.

Но в этом году все изменилось благодаря, по сути, только одному жесткому решению государства — запрету на эксплуатацию на путях общего пользования старых вагонов. Такой шаг формально не противоречил регламентам Таможенного союза, разрешающим модернизацию старых вагонов, он просто не допускал их на сеть ОАО РЖД. В итоге под нож пошли полувагоны, цистерны и зерновозы, то есть самый массовый парк. С облегчением выдохнули лишь операторы спецвагонов — цистерн для пищевых и химических грузов, рефрижераторов, термосов, платформ для техники, которых запрет не коснулся. В целом с учетом 2015 года в металлолом отправилось 220 тыс. вагонов — шестая часть российского парка.

Профицит провозных емкостей практически сошел на нет, рынок вплотную приблизился к балансу. На ряде направлений и по некоторым видам вагонов даже возникли локальные дефициты: так, на фоне роста перевозок наблюдалась нехватка цистерн для сжиженных углеводородных газов, жаловались на это и строители. Во втором полугодии на фоне взлета угольных цен потребовалась добавка полувагонов на линии Кузбасс--Дальний Восток. С сокращением парка ставки аренды полувагонов объяснимо росли, вызывая уже жалобы грузоотправителей: за первое полугодие цены поднялись вдвое, во втором достигли 950-1200 руб. за вагон в сутки. Более того, целый ряд участников рынка ожидает в 2017 году полноценного дефицита вагонов.

Иллюстрацией оживления рынка стал перелом в отношениях участников рынка с лизинговыми компаниями. В 2015 году и начале 2016 года операторы, не получавшие достаточной доходности, систематически прекращали отношения с лизингодателями и арендодателями. А те, в свою очередь, крайне скептически относились к сотрудничеству с операторами. К концу года ситуация изменилась: владельцы вагонов все активнее начали работать с банками, а лизингодатели перестали бояться, что изъятый парк "непутевых клиентов" они не смогут реализовать.

Однако расклад сил на рынке после такой серьезной встряски не мог не измениться. Так, к концу года Первая грузовая компания (входит в UCL Holding Владимира Лисина), активно списывавшая старые вагоны, утратила лидерство по грузообороту, уступив его активно приобретавшей вагоны Федеральной грузовой компании ОАО РЖД (ФГК). Более того, после долгого перерыва интерес к сектору начали проявлять новые или хорошо забытые старые инвесторы. На этот рынок, например, вернулась группа "Промышленные инвесторы" Сергея Генералова, заявив о себе двумя громкими сделками по приобретению компаний "Нитрохимпром" и "Восток1520".

Все эти явления выглядят абсолютно рыночными и объяснимыми, в том числе политикой государства, но логичность происходящего не спасла отрасль от пристального внимания ФАС, отреагировавшей на жалобы грузоотправителей. Первой под ограничения попала ФГК, которая больше не может без обоснования и согласия регулятора повышать цену аренды вагонов более чем на 7,5%. Это требование распространяется все шире по отрасли.

Да и в целом государство, убедившись, что рынок выжил, начало сворачивать на нем спасательные операции и ужесточать политику. Снижаются субсидии, не продлена в полном объеме программа антикризисной поддержки. Финального решения пока нет, но по текущим планам в 2017 году госсубсидии получат только покупатели довольно редких инновационных спецвагонов. Так что в развитии отрасли, несмотря на оптимистичные прогнозы по доходам, основным лейтмотивом на будущее по-прежнему выступает сокращение затрат и освоение технологий, повышающих эффективность и диверсификацию работы.
Персоны Компании
Попался на офшорах
По обвинению в выводе в офшоры 1,5 млрд рублей, предназначенных для строительства порта, арестован глава «Компании «Усть-Луга»» Валерий Израйлит. Скоро бизнесмен «заговорит».
По старой колее
Что дала потребителям смена Владимира Якунина на Олега Белозерова?
За деньгами пришли в порт
Арестован глава ОАО «Компания “Усть-Луга”».
Забралвагонзавод
"Ростех" собирает танковую монополию.
«Нужно умерить нормативно-законодательный зуд»
Сергей Генералов рассказал, зачем «Промышленные инвесторы» вернулись в транспортный бизнес, чем хороши инновационные вагоны и почему никакие риски не отвратят его от венчурного бизнеса.
Мусор разожгут паспортом
Заводы "Ростеха" станут нацпроектом "Чистая страна".
Курс Франка
Что стоит за приватизацией «Совкомфлота».
«Коррупционный спрут» Минтранса
Глава Минтранса Максим Соколов, его заместители и помощник Владимира Путина Игорь Левитин разваливают ведомство?
Почтовик Дмитрий Страшнов по премии переплюнул энергетика Евгения Дода
Министр Николай Никифоров начислил директору «Почты России» многомиллионную премию за фальсифицированные показатели.
Белозеров нашел общий язык с Малисом
Solvers "Благосостояние" нашли общий язык относительно «Связного».
За беглого томского справоросса Кравченко ответил брат
В деле «Зеленой фабрики» вынесены первые приговоры.
В банкротстве инвестиционной компании усмотрели преднамеренность
Осуждены участники амбициозного томского инвестпроекта.
Как работает домашнее задание от Владимира Путина
Детский центр «Сириус» оказался крупным владельцем недвижимости в Сочи, его содержит крупный бизнес.
На пакет НМТП претендуют «Сумма», DP World и группа Delo
Группа Delo готова, впрочем, приобрести только часть выставленного на продажу пакета «Транснефти».
Новороссийский порт продадут всем миром
На контрольный пакет НМТП уже нашлись претенденты.
Гонки на выживание: как сложилась судьба основателя «Конверс групп»
Любитель скорости Владимир Антонов оказался на обочине банковского бизнеса. Сумеет ли он вернуться?
Медное проклятье Алишера Усманова
Стоимость первой очереди разработки Удоканского медного месторождения подорожала, даже не начавшись, на 76%. Владелец месторождения, олигарх Усманов, долгие годы не может приступить к его разработке.