Медное проклятье Алишера Усманова

Источник
Стоимость первой очереди разработки Удоканского медного месторождения подорожала, даже не начавшись, на 76%. Владелец месторождения, олигарх Усманов, долгие годы не может приступить к его разработке.
Первый этап освоения проекта Удокан подорожал на 76% до 238 млрд рублей. Общие инвестиции в развитие крупнейшего в России и третьего по величине в мире медного месторождения Удокан (запасы – 1,4 млрд тонн медной руды) составят 238 млрд руб. ($3,7 млрд). На эти средства принадлежащая акционерам «Металлоинвеста» Байкальская горная компания (БГК) построит дорогу до Удокана, ЛЭП и горно-обогатительный комбинат на 12 млн т руды в год.

Ранее основной владелей «Металлоинвеста» Алишер Усманов заявлял, что стоимость первой очереди Удокана составляют $2,1 млрд, а весь проект оценивался в $5 млрд. Таким образом, инвестиции на развитие первого этапа выросли на 76%.

Владение Усманова

В 2008 году лицензию на реализацию проекта Удокан получила Бакальская горная компания, входящая в структуру компании «Металлинвест» Алишера Усманова. Причем, как поговаривают участники рынка, олигарх заполучил Удокан присущими себе агрессивными методами. Иными словами, остальные желающие просто были «выдавлены» из участия в проекте. Став единоличным владельцем, «Металлинвест» должен был уже к 2015 году реализовать первый этап проекта. Это ввод дороги, линии электропередач и запуск обогатительного комбината.

Однако, вскоре стало ясно, что Алишеру Усманову и его структурам грандиозный мелный проект в одиночку не потянуть. Претенденты, конечно были, но уж больно высокие ценники за доли в Удокане, «вывешивал» главный бенефициар. Между тем, у самого Усманова дела пошли «в разнос». Уже через год после получения проекта он сам публично признался о мягко говоря непростой экономической ситуации в ее компаниях.

Усманов, в частности, сам публично заявлял, что к тому моменту активы «Металлоинвеста» были практически исчезли, а долги превысили $5 млрд. С огромными убытками работали принадлежащие бизнесмену Михалковский и Лебединский ГОКи и Оскольский электрометаллургический комбинат. Финансовые «дыры» каждого из предприятий исчислялись миллиардными цифрами в долларовом эквиваленте. Конечно, в такой ситуации Усманов остро нуждался в солидных компаньонах, но…неизменно побеждала жадность.

Уперлись в китайскую стену

Несколько лет назад «Металлинвест» начал вести активные переговоры по привлечению в Удокан инвесторов за рубежом. В частности, вроде бы нашелся деловой парнет в лице китайского частного инвестиционного фонда Hopu Investments. Было даже заключено соглашение о намерениях. Китайцы вроде бы обязались выкупить 10 процентов долей главного подрядчика Байкальской горной компании (БГК). Однако в последний момент что-то не «срослось».

Сколько запросил Усманов на те самые 10 процентов у китайцев, нигде открыто не сообщалось. Но как поговаривали близкие к переговорному процессу источники, сумма оказалось настольно большой, что партнеры из Поднебесной отказались от сделки и перекинули все свои усилия на проекты компании «Норникель» заклятых «друзей» Усманова Владимира Потанина и Олега Дерипаски.

Дорога вышла «не скатертью»

Не получилось у Усманова привлечь в проект и РЖД. Ведь запланированные производственные мощности остро нуждаются в железнодорожном сообщении. Но руководство транспортного монополиста показало «Металлинвесту» большой «кукиш». Как официально заявили в РЖД, за свой счет ини дороги не строят. Платить за это должны грузоперевозчики. Но своих денег на такое дорогое удовольствие у Алишера Усманова не оказалось. Или он опять не пожелал «раскошелиться».

«Мертвый» опцион Ростеха

Одним из потенциальных крупных инвесторов Удокана является госкоппорация «Ростех». У компании есть свой опцион в проекте. А он, между прочим, составляет ни много, ни мало 25 процентов. Говорят, что Усманов неоднократно предлагал его выкупить. Но руководство корпорации делать этого не спешит. Видимо одна из причин лужит тоже в финансовой плоскости. Цена больно уж непомерная. А первый руководитель «Ростеха» Сергей Чемезов и сам не страдает щедростью и много платить других очень не любит.

Не выдержал медных труб?

Кто еще сегодня испытает желание вкупится в грандиозный проект, не сможет сказать ни один экономический аналитик. Больно уж «карты раскладываются» не в пользу Удокана. Цены на медь стремительно падают, а стоимость проекта растет непомерными темпами. Ждать в этой ситуации какой-либо помощи российскому олигарху весьма затруднительно. Как поговаривают сегодня общий долг самого владельца «Металлинвеста превышает 10 миллионов долларов. Принцип жизни Алишера Усманова «Когда деньги главное» в случае с Удаканом, похоже, может оставить его самого «у разбитого корыта». В этой связи представляется очень уместным привести некоторые цитаты олигарха как раз о деньгах и жадности.

«Деньги не должны убивать совесть. Со своей совестью я живу в ладу. И это главная цель моей жизни».
Персоны Компании
Грудь падчерицы Чемезова украсит календарь Pirelli
Итальянский концерн дал эксклюзивную взятку тщеславной семье главы «Ростеха».
Первый этап Удокана подорожал на 76% до 238 млрд рублей
За эти деньги Байкальская горная компания рассчитывает построить ЛЭП, дорогу и обогатительный комбинат.
Ланцет в помощь
На чем зарабатывает семья министра промышленности и торговли.
Обложили
Вокруг бывшего директора ФСО Евгения Мурова продолжаются аресты — конфискован многомиллионный кэш, ФСБ следит за жильем сына, жены и доверенных соседей.
«Лайнеры мечты» сплавили «Ростеху»
«Аэрофлот» окончательно отказывается от Boeing 787 Dreamliner.
Таймураза Боллоева приняли в рекламный альянс
Бизнесмен стал партнером "Газпром-медиа".
«Пока все лошади участвуют в гонке»
Президент АФК «Система» Михаил Шамолин — о бизнесе инвесткомпании.
Борный «воздух» для Самвела и Али
Бизнесмены плотно «повязаны» со столичными чиновниками?
Девушка на миллиард: как бывшая сотрудница EY возглавила инвестфонд
Работу в крупной международной компании принято считать отличным началом перспективной карьеры. Екатерина Лапшина в 22 года ушла из Ernst & Young в свободное плавание, а через десять лет возглавила бизнес на $1 млрд.
25 самых дорогих руководителей компаний: ежегодный рейтинг Forbes
Forbes представляет пятый ежегодный рейтинг самых высокооплачивыемых руководителей российских компаний.
Forbes назвал самых высокооплачиваемых топ-менеджеров России
За пять лет, что Forbes публикует рейтинг, суммарные выплаты топ-менеджерам сократились в 2,3 раза. Примерно на столько же упал и курс рубля.
Стивен Сигал хочет стать акционером российской IT-компании «Галактика»
Ранее актер заявлял о желании открыть в России продюсерскую компанию.
Ротенберг земли Московской
«РГ-девелопмент», аффилированная с Аркадием Ротенбергом, прибрала к рукам землю под стройку. Но участок то и дело «мелькает» в судебных исках.
Участники приватизации «Башнефти» не знали об интересе Белоруссии
Лукашенко же заявил, что готов был обменять акции четырех предприятий на бумаги «Башнефти».
«Звезда» и угроза смерти
Как иск дальневосточного олигарха Игоря Борбота может ударить по репутации главы «Ростеха» Сергея Чемезова.
Тропические бароны Александр Абрамов и Александр Фролов
Украденные у россиян деньги владельцы «Евраза» инвестируют в яхты, курорты, тропические острова и недвижимость за рубежом.
Евтушенков продаст "Ростеху" убыточные активы в микроэлектронике
"Ростех" и АФК "Система" обсуждают создание нового холдинга: российскую микроэлектронику ждет мегасделка.
Алкогольный бизнес Василия Анисимова может обанкротиться
Водочная компания «Статус-групп», принадлежащая миллиардеру Василию Анисимову и заподозренная ФСБ в махинациях, лишилась кабардинских заводов. Это поставило компанию на грань банкротства.