Выпуски «Из России с любовью» и «Образование для взрослых» посвящены поездке главных героев в Челябинск. На кадрах – крепко пьющие люди на фоне дымящихся труб и почему-то нефтяных качалок, разрушающиеся дома и улетающая в космос на ракете с надписью «СССР» Белка (или Стрелка). Обозлившиеся на эти декорации политики поспешили потребовать запретить эпизоды в России, не сделав скидку на обычный для взрослого ситкома жесткий сарказм. Зато работу коллег оценили профессиональные мультипликаторы из Челябинска.
По сюжету Мег и Стьюи Гриффин вместе с псом Брайаном едут в Челябинск, чтобы разобраться с местным хакером, который увел аккаунт пса в Instagram (принадлежит Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в России) и получил доступ к его банковскому счету.
Мимо политической составляющей создатели фильма не прошли, но не стали ставить военный конфликт на Украине на первое место: есть несколько шуток про Владимира Путина, избивающие человека с украинским флагом полицейские, а священник объявляет «Украину частью России» и только потом Мег и хакера – мужем и женой (во второй серии Мег вышла за него замуж и осталась в Челябинске).
Все это соседствует со злободневной сатирой на социальные блага в США. Когда Мег попадает в больницу и переживает за большой счет, русский хакер говорит: «Это бесплатно. Даже в России здравоохранение – неотъемлемое право гражданина, обеспеченное государством. Уверен, что в богатых и продвинутых Соединенных Штатах так же».
Вы серьезно?
Первая же «российская» серия «Гриффинов» получила широкую известность благодаря депутату Госдумы Яне Лантратовой.
«Понимаю, что художник имеет право на свое видение, но это намеренно оскорбительный художественный образ, не имеющий отношения к реальности. Хотела бы я, чтобы этот мультфильм увидел мой сын? Нет. Я ему лучше покажу невероятной красоты озеро Тургояк, национальный парк Зюраткуль, Игнатьевскую пещеру, Аркаим. Это ему и поможет сделать выводы о регионе», – написала она в своем телеграм-канале и призвала руководство телеканалов ограничить показ серий.
«Такие мультфильмы – это осознанная работа против нашей страны. Информационная война через художественные произведения».
Яна Лантратова | депутат Госдумы РФ
В посте депутат обратила внимание на нелицеприятное изображение Челябинска, но создатели явно готовились и собирали информацию о городе. Например, Стьюи несколько раз упоминает чаеразвесочную фабрику Кузнецова – ее здание стоит в Челябинске до сих пор и входит в перечень объектов культурного наследия России.
Интересно, что, по данным сервиса Google Trends, в Соединенных Штатах всплеск интереса к Челябинску начался 8 мая и продолжался до 10 мая (премьера последней серии «Гриффинов» в США состоялась 7 мая). В эти дни количество англоязычных запросов с названием города выросло до 39 баллов, тогда как ранее американцы искали уральский город с активностью 4–6 баллов (по шкале Google Trends 100 баллов – максимальная популярность, а 0 баллов – отсутствие запросов).
В мировом поиске Chelyabinsk все еще сохраняет популярность: 8 мая англоязычное название города искали с активностью 50 баллов, а уже 10 мая она повысилась до максимального уровня 100 баллов.
О том, что «Гриффины» сделали пиар города на мировом уровне, заявил челябинский политолог Илья Ананьев:
«Давайте признаемся честно – мы недоработали, недокрутили. Сегодня даже не все россияне знают, где находится Челябинск, а многие путают с Сибирью, хотя мы Южный Урал. Зачем шуметь, зачем запреты и эти пропагандистские “наши ответы Чемберлену” <...>. Навесили “Гриффины” Челябинску бренд “Чикаго Урала” – не вопрос. Так ли плохо? Чикаго – один из самых красивейших и туристических городов США и мира, с шикарным озером Мичиган (какие есть и в Челябинске-крае). Уже можно писать “иронические письма” от губернатора Текслера мэру Чикаго. Звать в города-побратимы».
Челябинск сделали понятным миру
Уровень сарказма и сатиры в «челябинских» сериях «Гриффинов» не больше, чем в других выпусках, разница лишь в том, что жителей региона он задевает за живое и знакомое, делится своим мнением с «Октагон.Урал» преподаватель анимационного кино на факультете журналистики Челябинского государственного университета, преподаватель кафедры режиссуры кино и телевидения ЧГИК, исполнительный директор студии мультипликации «ВидимоНевидимо» Анна Абалмазова. Она отдельно отмечает, что сериал создан для взрослых и высказывания о том, что его нельзя показать детям, тут неуместны.
«Мы готовы смеяться над кем-то, даже предполагая неприемлемость этого, но сразу же переносим челку и “Адидас” (Внешний вид хакера. – τ.) на свой облик и кричим, что мы не такие».
Анна Абалмазова | исполнительный директор студии мультипликации «ВидимоНевидимо»
– Хотя юмор интернациональный, стереотипы про промышленную глубинку будут понятны и американцам с их Кеннекоттом, заброшенным шахтерским поселком, Детройтом, Боди и прочими городами-призраками, так и жителям Челябинска. Задело – значит, задумка удалась. Вне зависимости от того, нравится нам это смотреть или нет, – считает эксперт.
По ее мнению, сценаристы поработали на славу:
– И поскольку кривое зеркало так здорово сработало, а материалы явно собирались не на месте действия, значит, все это есть в свободном доступе в интернете, и просто показали одну из граней реальности в рамках концепции сериала. Репутация города, конечно, лучше не станет. Но для пытливых умов это повод погуглить: а что, правда так? И узнать, что, конечно, нет.
В Челябинской области между тем уже предложили ответить «Гриффинам» не только запретами (будут они или нет, не вполне понятно – «Кинопоиск» перенес премьеру серии, но об отмене речь пока не идет), а еще и снять мультфильм про Челябинск. Главный критик «Гриффинов» заявила, что ведет поиск спонсоров.
«Знаю, сколько у нас талантливых людей, которые любят свой регион и могут показать его лучшие стороны. Давайте придумаем хороший, добрый сюжет и явим его нашему юному зрителю. По финансовой стороне вопроса уже веду переговоры», – выступила Лантратова после того, как ее первое заявление было широко растиражировано.
В Челябинске мультфильмы создают и сами дети – в студии мультипликации «ВидимоНевидимо».
– Дети снимают придуманные истории про сказочных героев, зверей и монстров. Раскрывают в своих сценариях важные для себя вечные темы дружбы, взаимоотношений в школе и семье и размышляют, какими людьми хотят быть и с какими дружить. Старшие студийцы в этом году снимают компьютерный рисованный этюд про любовь Ленина и Клеопатры. Скоро премьера, – рассказывает Анна Абалмазова.