По совпадению, преступление было раскрыто ровно в тот день, когда в город нагрянул с проверкой глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. Тут же, правда, сыщики добавили, что арестов по громкому делу пока не будет. Поскольку из трех участников преступной группы один, 38-летний наркоман, недавно умер, второй, 30-летний гражданин Узбекистана, покинул пределы Питера, а третий, 8-летний ребенок, привлечен к ответственности быть не может.
Оперативные органы сработали шустро. Но это и вызывает вопросы. Главного подозреваемого они отыскали в морге и вывод, что это именно тот, кто совершал нападения, сделали сами. Без привлечения потерпевших, без опознания, даже без технической процедуры сличения трупа с изображениями на видео и фото. Ни второго подозреваемого, ни мальчика на тот момент полицейские вообще не видели. И тем не менее…
Раскрытие резонансных преступлений оказалось даже более успешным, чем ожидалось. Если до сих пор в петербургской полиции вели речь о двух случаях, то вечером 27 января представитель СК Владимир Маркин констатировал: «На счету подозреваемых три ограбления пенсионеров, совершенных по одинаковой схеме 7, 8 и 9 января этого года». Об одном из них «Новая» рассказывала. О втором преступлении стало известно позже, в ходе расследования первого, после чего в органах заговорили о серии и банде…
«Страшно за жизнь»
Резонансное преступление, видеозапись которого всколыхнула Сеть, случилось около 16 часов 9 января в подъезде дома на Гражданском проспекте, 120 (окраина Петербурга). Жертвами нападения стали две престарелые петербурженки: Нина Васильева (67 лет) и Людмила Маторина (82 года). У Людмилы Александровны забрали пенсию — 21 тысячу рублей, Нине Георгиевне сломали нос и выбили зубы.
— Мы с приятельницей — соседки по лестничной клетке, и всегда вместе ходим получать пенсию, — рассказала «Новой» Людмила Маторина. — 9 января мы долго стояли в очереди на почте, и я заметила, что в углу на стуле дремлет молодой человек. Еще подумала: нашел, где спать! Но потом к нему подошел мальчик, и я успокоилась: наверное, отец с ребенком ждут маму. Получила пенсию, положила деньги в сумку. Парень с мальчиком оживились, резко встали и быстро направились к выходу. В этот миг у меня мелькнула мысль: в последние дни было много новостей об ограблениях пенсионеров. Но мелькнула и улетучилась. Мы с Ниной вышли на улицу, сходили в «Петроэлектросбыт» — заплатили за свет и двинулись к дому.
Обе женщины запомнили мальчика лет восьми, который догнал их и вслед за ними вошел в подъезд. Нина Георгиевна держала дверь, впуская ребенка, и разглядела его отлично. То, что произошло дальше, сами женщины помнят хуже, но это подробно зафиксировали видеокамеры. Председатель ТСЖ в доме на Гражданском проспекте, 120, — Борис Кокин — установил в подъезде шесть камер видеонаблюдения (все записи с них сейчас переданы следствию).
На кадрах видеозаписи продолжительностью около двух с половиной минут видно, как женщины проходят к квартирам (обе живут на первом этаже) и достают ключи. Мальчик же дверь в подъезд за собой не закрывает — держит, словно дожидаясь кого-то. Вскоре к подъезду приближаются двое взрослых мужчин в кепках и куртках с капюшонами. Один из них заходит в подъезд, второй остается «на стреме» вместе с ребенком. На лестничной площадке крепкий молодой мужчина бьет женщин руками и ногами в грудь, в живот и по лицу. Когда одна из жертв пытается подняться, грабитель со всей силы пинает ее по голове. Затем отнимает у одной из пенсионерок сумочку и убегает. Сообщники — вместе с ним.
— Мне повезло, — продолжает Людмила Александровна, — бандит ударил меня по голове, и я сразу отключилась. А Нина пыталась сопротивляться, и ей досталось больше. Он пинал, не жалея сил, разбил ей лицо, нос сломал, выбил зубы.
— Грабитель нас не добил только потому, — добавляет Нина Георгиевна, — что услышал, как едет лифт, это спускался сверху председатель ТСЖ Борис Кокин. На мониторе у себя в квартире он увидел, что творится на лестничной площадке первого этажа.
— Меня до сих пор трясет, не могу прийти в себя, — вспоминает жительница того же дома — 80-летняя Ольга Горяйнова. — Я вошла в подъезд, когда грабители убегали. Смотрю: на полу лежат две женщины, вся площадка в крови… Подскочил Борис, вызвал «скорую» и полицию. В нашем доме не меньше полусотни пенсионеров, все теперь ходим и оглядываемся.
Не первые. И не последние?
Следователи с первых шагов предположили, что так хорошо продуманное ограбление на Гражданском проспекте — не единственное злодеяние попавших в кадр мужчин с ребенком. Дальнейшие следственные действия это подтвердили.
Выяснилось, что похожее нападение на пожилую семейную пару (мужу — 81 год, жене — 84) было совершено 7 января на Будапештской улице (совсем другая питерская окраина). Точно так же, при помощи мальчика, в подъезд следом за стариками вошел неизвестный. Жестоко избил ногами, отнял пенсию — 17 300 рублей и скрылся. Пострадавшая 84–летняя женщина от полученных травм скончалась.
Правоохранительные органы возбудили уголовное дело по двум статьям — ст. 161 ч. 2 «Грабеж» и ст. 111 ч. 4 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего». Но продвинулись в раскрытии преступлений следователи, когда муж погибшей, а также Нина Васильева опознали ребенка. По их убеждению, в обоих случаях злодеям помогал один и тот же мальчик.
— Учитывая это, следствие полагает, что ограбления могли быть совершены одними и теми же людьми, поэтому два уголовных дела объединены в одно производство и расследуются вместе, — сообщил «Новой» старший помощник руководителя ГСУ СК РФ по Петербургу Сергей Капитонов.
Вдруг, как в сказке…
27 января в СК РФ заявили, что для расследования нападений на пожилых людей в Петербург прибыла бригада опытных криминалистов из центрального аппарата. А вместе с ними «для контроля за работой региональных подразделений» прилетел глава СК РФ Александр Бастрыкин. И в тот же день тайное стало явным…
Как уверяют в полиции, о человеке, который теперь стал главным подозреваемым по делу, 26 января правоохранителям сообщили петербуржцы. На кадрах видеозаписи жители одного из домов по Индустриальному проспекту разглядели своего соседа. Однако 38-летнего наркомана Алексея оперативники отыскали в морге: 19 января он умер от передозировки. А тело уже вторую неделю лежит у патологоанатомов, поскольку у погибшего не оказалось ни друзей, ни близких, готовых потратить деньги на его похороны.
Между тем кое-какие родственники у Алексея обнаружились: гражданская жена и ее 8-летний сын, вместе с которыми наркоман и проживал. Мальчика автоматически заподозрили в пособничестве отчиму. Как был установлен третий подозреваемый — 30-летний гражданин Узбекистана — в уголовном розыске не говорят. Отмечают только, что он покинул Питер и местонахождение его до сих пор не установлено.
Большая тайна маленькой компании
Теперь — вопросы.
Почему сыщики сообщили о раскрытии преступления, не усомнившись, действительно ли к ограблениям причастен найденный в морге Алексей? Только на том основании, что он мертв и алиби предъявить не может?
— Нет, — отвечают в уголовном розыске. — Во-первых, в досье у мужчины — несколько судимостей за нападения, кражи и преступления. Во-вторых, он слишком похож на того злодея, который попал в объективы камер.
Кто опознал его? Сами оперативники. Почему не привлекли пострадавших? Ответ: «Старики, как правило, не могут опознать внезапно напавших на них преступников». Хорошо, допустим. Но «старики» уже один раз узнали мальчика по видео, и именно это позволило сделать заключение о серии ограблений. Может быть, стоило хотя бы сначала найти ребенка, устроить ему встречу с жертвами? 28 января в ГСУ СК РФ по Петербургу «Новой» сообщили:
— Мальчика полицейские разыскали вечером 27 января. На 28 января запланирован его допрос в присутствии педагогов и психологов. Состоится ли встреча мальчика с потерпевшими — пока сказать не готовы.
Еще 25 января в ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти «Новая» просила фотороботы подозреваемых или хотя бы их приметы — сообщить читателям для облегчения поиска. Но в пресс-службе ведомства тогда нам заявили: «Это — оперативная информация, она не подлежит раскрытию». 28 января «Новая» вновь обратилась в питерский полицейский главк с просьбой предоставить фото Алексея — для идентификации личности.
— Ни получить, ни увидеть его фотографию нельзя, — ответил начальник управления информации и общественных связей Вячеслав Степченко. — Это позиция оперативно-следственных органов. То, что человек мертв, еще ничего не значит. Есть «тайна следствия».
В таком случае остается только надеяться, что больше в Питере подобных нападений на стариков не произойдет.
P.S.: Людмила Маторина и Нина Васильева очень просят не предлагать им материальную помощь. «Мы рады, что в стране так много сердобольных людей, что они откликнулись на наше несчастье, — говорит Людмила Александровна. — Но мы не привыкли получать деньги не за работу. Пожалуйста, постарайтесь понять…»