Адмиралтейские верфи и калининградский «Янтарь» серьезно снизили выручку. Выборгский судостроительный завод, работающий только для гражданского сектора, напротив, нарастил обороты благодаря строительству ледоколов и рыболовным заказам, начавшимся в результате введения Росрыболовством механизма инвестиционных квот. Прибыль показал также Балтийский завод, но она объясняется поглощением ООО «Балтийский завод — Судостроение», произошедшим в конце прошлого года.
Финансовые результаты судостроительных заводов Северо-Запада за прошлый год наглядно продемонстрировали необходимость диверсифицировать производство в пользу гражданских заказов. Предприятия, чью основную загрузку составляют военные корабли, показали отрицательную динамику по сравнению с последними годами работы. Так, на петербургских Адмиралтейских верфях, имеющих практически безупречную репутацию у заказчика в лице Минобороны, выручка за прошлый год упала на 40%, составив 27 млрд рублей. Предыдущие годы она стабильно держалась на уровне 45 млрд рублей. Прибыль в этом году также упала: с 5 до 2,7 млрд рублей.
На самом заводе объяснили снижение оборотов цикличностью производственного процесса. «По ряду заказов монтаж дорогостоящего судового оборудования завершился в 2016 году, а по другим заказам разворачивается только в 2018 году. Таким образом, в прошлом году затраты и, соответственно, выручка от продаж оказались относительно невысокими»,— объяснили на заводе.
Впрочем, есть и другое объяснение. Основу загрузки верфи в «тучные» годы составляли дизельные подлодки «Варшавянка» проекта 636.3, которые строились для Черноморского флота. По причине недостатка средств в бюджете около года назад Министерством обороны было принято решение «размазать» финансирование по новой серии подлодок — для Тихоокеанского флота — и увеличить время их строительства. Это, в частности, подтвердил на прошлой неделе генеральный директор верфей Александр Бузаков, присутствовавший на совещании директоров заводов ОСК в подмосковной Кубинке. «Все сдвинуто вправо»,— сказал он о финансировании и сроках сдачи серий подлодок. Как рассказали на заводе, в текущем году выручка должна подняться до 35–38 млрд рублей. Как рассказывал “Ъ”, в этом году завод подпишет контракт на строительство ледостойкой платформы для исследований Арктики (см. “Ъ” от 09.10.2017), начнет строительство серии крупных рыбопромысловых судов для РРПК (см. “Ъ” от 23.10.2017) и продолжит достройку ледокола ЛК-25, работы на котором начались осенью, после передачи ледокола Балтийским заводом (см. “Ъ” от 25.07.2017). «Производственные мощности завода полностью загружены заказами на ближайшие три года»,— сказали на верфях.
Не самым удачным оказался минувший год и для калининградского завода «Янтарь», основную загрузку которого также составляют военные заказы. Предприятие строит также три траулера-сейнера для камчатского «Рыболовецкого колхоза имени Ленина», но пока гражданские заказы занимают невысокую долю в его загрузке. Выручка завода снизилась с 12 до 9,5 млрд рублей, а прибыль в 402,9 млн рублей в 2016 году сменилась убытком в 421,9 млн рублей. Как пояснили на «Янтаре», в основе лежат две причины. Основная — остановка строительства трех фрегатов проекта 11356 из-за отсутствия российских аналогов зарубежных двигателей (зарубежные производители с 2014 года отказались поставлять силовые агрегаты). Вторая причина — технические проблемы с вооружением на фрегате «Адмирал Макаров» (проблема с ЗРК «Штиль-1») и дизель-генераторами на большом десантном корабле «Иван Грен», повлекшие необходимость дополнительных работ. Как говорит генеральный директор «Янтаря» Эдуард Ефимов, провал, связанный с отказом Минобороны от строительства второй тройки фрегатов 11356 удастся компенсировать в 2019 году, в текущем году выручка ожидается на уровне прошлого года. В планах завода — увеличение оборота в следующем году в полтора раза за счет новых заказов — как военных, так и гражданских.
На фоне «оборонных» верфей положительную динамику показал Выборгский судостроительный завод, его выручка достигла 11,77 млрд рублей, увеличившись более чем в два раза. Впервые за последние годы завод вышел в прибыль, составившую 11,9 млн рублей. «В ближайшие годы завод не сможет генерировать высокую прибыль из-за кредитов, полученных в 2010–2012 годах. Значительная часть финансового потока сегодня уходит на их погашение. Закрыть их мы сможем не ранее 2023 года»,— объяснил генеральный директор завода Александр Соловьев. По его словам, в прошлом году основными заказами, формировавшими выручку, были два ледокола для «Газпром нефти» и один для «Атомфлота». В этом году более половины оборота предприятия будут формировать рыболовные суда для разных заказчиков. Выручка в 2018 году ожидается на уровне прошлого года.
Балтийский завод по итогам года получил выручку в 9,7 млрд рублей и прибыль в 2,7 млрд рублей, несмотря на убыток от продаж в размере 150,6 млн рублей. Выйти в прибыль позволило присоединение ООО «Балтийский завод — Судостроение», произошедшее в конце прошлого года.
Из крупных верфей свою отчетность пока не опубликовала Северная верфь, которая должна раскрыть финансовые результаты в начале апреля.