Газпром поплачется в шведскую жилетку

Источник
Компания обжаловала решение Стокгольмского арбитража по контракту на поставку газа на Украину в суде Швеции.
«Газпром» подал в шведский государственный суд иск в попытке оспорить решение Стокгольмского арбитража по спору с «Нафтогазом Украины» по контракту на покупку газа. По данным “Ъ”, «Газпром», в частности, хочет оспорить решение арбитража о том, что в 2012–2017 годах «Нафтогаз» вообще не имел обязательств по take-or-pay, а также принципы, по которым арбитраж установил новую контрактную цену на основе стоимости газа в Германии. Монополия уже заявляла, что собирается оспорить оба решения арбитража по контрактам на покупку и транзит газа, а также начинает новое разбирательство по расторжению этих контрактов.

«Газпром» 21 марта подал в апелляционный суд округа Свеа ходатайство о частичной отмене окончательного решения по арбитражному разбирательству с «Нафтогазом Украины» по контракту на поставку газа, сообщила в четверг компания. Окончательное решение по этому спору арбитраж вынес 22 декабря 2017 года, а до этого в мае 2017 года вынес промежуточное решение — его «Газпром» также оспаривает в государственном суде Швеции, иск был подан 7 ноября.

«Поскольку окончательное решение арбитров по этому спору основано на тех же выводах, что и ранее принятое отдельное решение по арбитражному разбирательству, ходатайство подано на аналогичных основаниях, а именно — по причине превышения арбитрами своих полномочий при вынесении решений и допущенных ими серьезных процессуальных ошибок»,— говорится в сообщении компании.

«Газпром» никогда официально не говорил, какие именно аспекты в решении арбитража он оспаривает. По данным “Ъ”, прежде всего компания не согласна с выводами арбитража о том, что в 2012–2017 годах у «Нафтогаза» вообще не было никаких обязательств по условию take-or-pay. Отметим, что с 2018 года арбитраж установил «Нафтогазу» такие обязательства в размере 80% от объема контракта, то есть 4 млрд кубометров. По мнению собеседников “Ъ” в «Газпроме», арбитраж мог бы снизить обязательства «Нафтогаза» по take-or-pay в 2012–2017 годах на основе того, что потребление газа на Украине резко упало (такое решение было бы в русле решений в других арбитражах «Газпрома» с его клиентами в Европе). Но полная отмена take-or-pay совершенно не оправданна и разрушает баланс интересов сторон в контракте, потому что с «Газпрома» в те же годы никто не снимал обязательств поставлять контрактные суточные объемы исходя из объема контракта в 52 млрд кубометров, что компания и делала, в том числе в 2014–2015 годах.

Другой аспект, который, по данным “Ъ”, не устраивает «Газпром»,— это принцип установления новой цены в контракте. Арбитраж решил, что цена вместо действовавшей ранее нефтепродуктовой формулы теперь должна основываться на котировках хаба NCG в Германии. Против этого «Газпром» принципиально не возражал, поскольку в 2015–2017 годах «Нафтогаз» покупал значительные объемы газа в Европе исходя из такого ценообразования. Однако, по мнению компании, цена должна образовываться, как и в случае с реверсными поставками на Украину из Европы, на формуле «цена хаба плюс транспортировка». Арбитраж же привязал цену для Украины к немецкому хабу напрямую, хотя в реальности у «Нафтогаза» сейчас нет никакой возможности получить газ из Европы по цене немецкого хаба.

Примечательно тем не менее, что в декабре 2017 года зампред правления «Газпрома» Александр Медведев говорил, что компания удовлетворена окончательным решением Стокгольмского арбитража по контракту на поставку газа и не собирается его оспаривать. Согласно этому решению «Нафтогаз» должен был заплатить «Газпрому» $2 млрд. При этом на тот момент «Газпром» уже подал иск об оспаривании промежуточного решения арбитража. Тогда в компании не смогли объяснить “Ъ”, как сочетаются эти подходы, однако собеседники “Ъ” отмечали, что «Газпром» не собирается подавать новые иски, поскольку компанию в целом все устраивает. Ситуация резко изменилась только после решения арбитража по контракту на транзит, когда баланс выплат по обоим искам сместился в пользу «Нафтогаза» (должен получить $2,7 млрд от «Газпрома»).

«Газпром» уже заявлял, что намерен оспорить в суде Швеции и решение арбитража по транзиту, а также начал процедуру расторжения обоих контрактов с «Нафтогазом». Эта процедура будет тоже проходить в Стокгольмском арбитраже, но с иным составом арбитров, и может занять, по оценкам «Газпрома», полтора-два года. Напомним, оба контракта истекают 31 декабря 2019 года.
Персоны Компании
Владимир Тумаев не забил с пенальти
Заслуженный газпромовец и старейший футболист мира обвинен в организации заказного убийства.
ДОЧЬ ВОЖДЯ. Как президент НАКАЗАЛ обидчика своей дочери
На Рублевском шоссе в сопровождении охраны едет кортеж 34-летнего столичного банкира Матвея Урина. Его сопровождают охранники на Фольксвагене, сам банкир находится в Мерседесе
Николай Егоров монетизирует свою "крышу"
Бывший однокурсник Владимира Путина адвокат Николай Егоров выходит из всех своих российских бизнес-проектов, доли в которых он получил благодаря своему влиянию.
Массаж Путину за 18 миллиардов
Так называемый массажист Путина по прозвищу Падре является одним из самых влиятельных и закрытых людей в окружении президента
Украина отняла у Газпрома все, что смогла найти на своей территории
Украина взыскала с «Газпрома» около 3,8 миллиона долларов в рамках антимонопольного штрафа на 6,6 миллиарда долларов. По словам главы украинского Минюста, это все, что фактически было у «Газпрома» на территории Украины.
Судоверфь "Звезда" осталась без крупнейшего подрядчика
Сроки ввода в строй первой очереди судостроительного мега-проекта Игоря Сечина, тянущегося с 2009 года, из-за этого уехали еще на полтора-два года.
«Северному потоку-2» не хватит мощности
«Газпрому» придется договариваться с Украиной о транзите и после запуска газопровода.
НПФ "Ветеран" предъявили счет на 300 миллионов рублей
Структура «Газпрома» ищет следы пенсионных денег в карманах у Сергея Шахмана.
Сеть в зоне доступа
«Газпром» может получить контроль над СВГК через СамРЭК.
OMV останется партнером "Газпрома", но бизнес будет расширять не в России
Австрийская компания расставила приоритеты до 2025 года.
Ротенбергом больше: третий представитель семьи стал миллиардером
Forbes оценил состояние совладельца системы «Платон» Игоря Ротенберга в 1 миллиард долларов.
Wintershall пообещала поддерживать «Северный поток — 2» после сделки с компанией Фридмана
Слияние «дочек» немецкой BASF и LetterOne российских миллиардеров, ставших фигурантами «кремлевского доклада», запланировано на вторую половину 2018 года.
Украина приступила к арестам активов "Газпрома"
Киев намерен таким образом обеспечить решение Стокгольмского арбитража.
"Нафтогаз" принял решение выпотрошить "Газпром"
«Нафтогаз» решил взыскать еще около 20 миллиардов долларов с «Газпрома».
Третья газовая война: что нужно "Газпрому"
Разрыв контракта с Украиной даст возможность корпорации купировать поражение в стокгольмском арбитраже.
"Газпром" оказался на грани коллапса
Газовый концерн доведен до ручки малограмотным управлением Алексея Миллера.
Газовая угроза: почему «Газпром» решил расторгнуть контракты с Украиной
Проиграв процесс в Стокгольме, российский концерн заявил о начале расторжения контрактов с «Нафтогазом» на поставку и транзит газа. Этот процесс займет не меньше года, но Еврокомиссия уже призвала стороны урегулировать конфликт.
«В России вы всегда должны показывать, что держите все под контролем»
Николя Мор рассказывает о том, как он совмещает руководство «АвтоВАЗом» и регионом Евразия в компании Renault и о том, останется ли он президентом российской компании.