Город амбиций: кому принадлежит «Москва-Сити»

Источник
За время строительства главного делового квартала столицы многие башни сменили владельца.
Forbes изучил, кто зарабатывает на «Москва-Сити».

Со скоростью 6 м в секунду лифт уносит главу ВТБ Андрея Костина на 58-й этаж западной башни комплекса «Федерация» — здесь расположен кабинет банкира. «Поднимаешься, звучит «Вставай, страна огромная», — вспоминает посещение офиса Николай Казанский, управляющий партнер Colliers International Russia. ВТБ становится крупнейшим собственником недвижимости в «Москва-Сити»: банку принадлежит почти 500 000 кв. м. Кроме 35 этажей в башне «Федерация» это два этажа в «Башне на набережной» и недостроенная пока башня «IQ-квартал». В 2016 году ВТБ может занять часть помещений в башне «Евразия», которой пока владеют структуры Сулеймана Керимова (75%) и Павла Фукса (25%), рассказали два источника на рынке. Приемку башни ведет «ВБ-Сервис», управляющая компания ВТБ. В УК «Евразии» подтвердили, что идут переговоры с моноклиентом, но отказались сообщать, с кем именно.

«Москва-Сити» — город небоскребов, выросших на месте бывшей каменоломни на Пресненской набережной, — самый амбициозный и дорогостоящий проект конца 1990-х и тучных нулевых. Застройка делового квартала, стартовавшая в 1998 году с «Башни 2000», не обошлась без драм: многими башнями сейчас владеют совсем не те, кто начинал их строить. Самый яркий пример — Сергей Полонский, начавший сразу две стройки. После его банкротства башня «Федерация» досталась AEON Романа Троценко, Mirax Plaza в 2011 году отошла в качестве компенсации долга «Стройгазконсалтингу» (нынешнее название — «Президент плаза»). На участке №15, где планировалось новое здание мэрии, строят небоскреб миллиардеры Год Нисанов и Зарах Илиев. К концу 2015 года из 23 запланированных объектов построено 12, шесть строятся, пять — в стадии проектирования.

«Проект «Москва-Сити» доказал свою значимость для города и стал его визитной карточкой. Все разговоры о том, что башни пустуют, апартаменты не продаются, люди стоят в пробках, давно не актуальны», — говорит Татьяна Вольцингер, директор по развитию ОАО «Сити», управляющей компании ММДЦ «Москва-Сити», принадлежащей Группе Solvers Олега Малиса, нового владельца «Связного». Общий показатель вакантных площадей построенных офисов «Москва-Сити» — 26,2%.

По мере заполняемости «Москва-Сити» интерес к недвижимости здесь начали проявлять новые игроки. Например, башню «Эволюция», которую строила компания «Снегири-Девелопмент» Александра Чигиринского, покупает «Транснефть». Сделка еще не закрыта, переезд намечен на конец 2016 года. Новоселье ожидается и в башне ОКО — сюда переедут структуры правительства Москвы. У продавца — Capital Group — остается еще комплекс «Город столиц».

А вот судьба башни «Россия» не складывается. Проект самого высокого в Европе небоскреба девелопер Шалва Чигиринский и миллиардер Виктор Рашников заказывали Норману Фостеру. В сентябре 2007 года мэр Москвы Юрий Лужков заложил в основание капсулу с пергаментом. Но у Чигиринского через год начались финансовые проблемы, только в 2013 году Рашников нашел другого партнера-инвестора — им стала турецкая Renaissance, срок строительства продлили до 2019 года. Но как скажется на строительстве башни, которая теперь называется Renaissance Moscow Towers, обострение отношений между Москвой и Анкарой, пока неизвестно. Турецкая ENKA, которой принадлежит «Башня на набережной», рекомендовала сотрудникам не выезжать из России — есть опасения, что могут не пустить обратно. «Если события будут развиваться по жесткому сценарию, турки будут уходить, и у кого-то из российских инвесторов появится возможность приобрести эти объекты на выгодных условиях», — рассуждает один из участников рынка.
Персоны Компании
Набег клиентов: что случилось с банком «Интеркоммерц»
Столкнувшийся с проблемами банк «Интеркоммерц» может стать самым крупным страховым случаем в истории АСВ, если ЦБ решит отозвать у него лицензию. Объем вкладов в нем — 68,4 млрд руб.
Тайные мастера госзаказа
Как хорошо быть сыном бывшего заместителя министра обороны.  И как хорошо быть московским чиновником. Почему в столице строят мало муниципального жилья и почему оно стоит дорого.
Переезд Госдумы в Мневники отложили по эстетическим соображениям
Строительство нового Парламентского центра откладывается — сейчас не лучшая экономическая ситуация, говорят парламентарии. Кроме того, они так и не смогли определиться с тем, как это здание должно выглядеть.
"Адамас" меняет кредиторов
Абсолют-банк продал долг ритейлера.
Александр Мамут получил в управление Детский магазин на Лубянке
В ВТБ подтвердили подписание соглашения с инвестиционной группой A&NN о передаче ЦДМ.
Банки отказали проекту «ОВД-инфо» в эквайринге для сбора пожертвований
Деятельность правозащитников банкиры сочли сомнительной и даже экстремистской.
Акционеры Tele2 и «Вымпелкома» обсуждали их возможное объединение
Пока эти переговоры ни к чему не привели.
Сергей Кельбах: «никто к пользователям М11 в карман не лезет»
Платные дороги очень дороги — «вздули цены», заявил 25 января Владимир Путин. Водителям нужно время, чтобы оценить удобство, объясняет гендиректор госкомпании «Автодор», которая согласовывала цены, Сергей Кельбах.
«Полюс золото» возьмет $2,5 млрд в Сбербанке
На эти деньги можно купить более трети акций компании.
Банк наш: кто наладил банковский бизнес в Крыму
Московский финансист Евгений Двоскин превратил заурядный Генбанк в опорный банк крымских властей.
ВТБ не стерпел намеков WADA
Банк намерен подать иски к составителям доклада Всемирного антидопингового агентства.
"Мостовик" не сдает железную дорогу
НПО продолжает судится за Кызыл—Курагино.
Шампанское вместо подшипников: кто инвестирует в виноградники в Крыму
Бывший совладелец Европейской подшипниковой корпорации, крупнейшего российского производителя подшипников, Артем Зуев получил контроль над винзаводом, 1,4 тыс. га виноградников под Севастополем и подарил их жене.
Качай или плати
Экспорт нефти из России сокращается.
Борьба за золото: как один из самых богатых сенаторов спасал свою компанию
Павел Масловский покинул Совет Федерации, чтобы спасти от банкротства созданную им компанию «Петропавловск» — второго по величине производителя золота в России. Как Масловский помог своему детищу
Убыток для банкира не порок
Отрицательные финансовые показатели Россельхозбанка не помешали Дмитрию Патрушеву получить премию «Банкир года».
Обзор 11-15 января: крокодил не ловится, не растет кокос
Уж первый месяц нового года перевалил за середину, а у нас в стране так и продолжается вечный понедельник: банки лопаются, информсистемы не работают, большие люди попадают под санкции, и даже «Газпром» перестал быть национальным достоянием.