Пресненский суд Москвы поместил под домашний арест до 24 сентября Евгения Боткина — главного инженера ТЦ «Времена года», где в минувшую субботу, 22 июля, в результате прорыва трубы с горячей водой погибли четыре человека.
Как передает корреспондент Business FM, таким образом суд отклонил ходатайство Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве о заключении его в СИЗО.
«В удовлетворении ходатайства следствия об избрании обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу отказать, избрать Боткину домашний арест до 24 сентября», — огласила решение судья Ольга Киселькова. Обвиняемый будет находится под домашним арестом в квартире двоюродного брата в Солнечногорском районе Подмосковья.
Евгения задержали 23 июля. Ему предъявили обвинение в нарушении требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц (часть 3-я статьи 217 УК РФ).
Избрания меры пресечения 39-летнего главного инженера ТЦ «Времена года» Евгения Боткина ждали еще утром, но заседание началось в 16:00 мск. Поддержать его приехали родственники, которые, предчувствуя возможный арест, собрали ему для СИЗО сумку с вещами.
Свое ходатайство об аресте следователь обосновал, в частности, тяжестью предъявленного фигуранту обвинения. «Боткин обвиняется в совершении тяжкого преступления, за которое предусмотрено наказание на срок на семь лет. Оно повлекло смерть четырех лиц при страшных обстоятельствах — они фактически сварились заживо, ожоги получили десять человек», — сказал он.
Настаивая на заключении Боткина под стражу, представитель ГСУ СК РФ по Москве указал, что задержанный зарегистрирован на территории другого субъекта федерации (в Чувашии). Имея доступ к документации, которая представляет интерес для следствия, а также доступ к анкетным данным свидетелей, он может помешать расследованию и «принять меры к сокрытию доказательств вины», предупредить неустановленных соучастников и оказать давление на свидетелей или потерпевших. Прокурор просьбу об аресте поддержал.
В свою очередь задержанный и его пятеро адвокатов назвали просьбу следствия необоснованной и просили ходатайство об аресте отклонить. Они утверждали, что вина Боткина не доказана, а в его лице следствие пытается найти виновного, чтобы отчитаться перед обществом. «Дело шумное, резонансное. Надо показать общественности, что виновный найден», — сказала адвокат Боткина Ирина Чиркова.
Она отметила, что следствие даже не поверило в иные версии трагедии, а, согласно показаниям двух свидетелей из числа работников пекарни «Глобус-Гурмэ», когда «произошла авария и потек кипяток, произошел выброс резкого газа с неким запахом». Кроме того, текущая вода была темной. По словам защитницы, причины случившегося могли быть разными: от теракта и неправильной эксплуатации трубы (на нее кто-то мог что-то положить) до виновности МОЭК, организации, подающей горячую воду и тепло.
«Однако проверка в отношении других [лиц и организаций] даже не проводилась», — указала защитница. Другой адвокат задержанного — Алексей Артемов — в свою очередь указал, что инкриминируемое его подзащитному деяние относится к преступлению средней тяжести с неосторожной формой вины. «Я считаю, что следователь целенаправленно обманывает суд и вводит участников процесса в заблуждение (говоря, что Боткину инкриминируется тяжкое преступление. — Business FM)», — сказал он.
Кроме того, по мнению адвоката, следствие голословно отнесло торговый центр и трубу горячего водоснабжения к «опасным производственным объектам», поэтому предъявление ему обвинения по статье 217 УК РФ является незаконным.
Защитники просили избрать Боткину иную меру пресечения: домашний арест в квартире его родственников в Солнечногорском районе Подмосковья, запрет определенных действий или залог. Последний в сумме в 2,5 млн рублей готовы были внести двоюродный брат фигуранта и его жена, а также работодатель — ООО «РГ Менеджмент». Организация предлагала за фигуранта 10 млн рублей.
Сам обвиняемый, которого было едва слышно из клетки с бронированным стеклом, заявил, что не согласен с предъявленным обвинением. Он рассказал, что в момент аварии находился «на своей малой родине в Чувашии», но выехал в Москву и явился по первому требованию следствия. По его словам, когда примерно в два часа дня произошел разрыв трубы и начались звонки, он стал пытаться помочь дистанционно устранить аварию. Мужчина рассказал, что сразу связался с МОЭК, пытался вызвать бригаду. Она приехала быстро, но длительное время работники пытались установить, где находится узел, чтобы перекрыть подачу горячей воды. Только в 16:00 мск от инспектора МОЭК он узнал, что труба перекрыта.
«Следственные органы хотят как можно скорее отчитаться о задержании виновного и назначить виновным меня», — сказал фигурант.
Он отметил, что проведенная в 2019 проверка здания Ростехнадзором подтвердила годность трубопровода, констатировав, что он может эксплуатироваться до 2027 года.
«Причинно-следственная связь между моими действиями и гибелью людей не была уставлена», — сказал фигурант. Он добавил, что, согласно показаниям пострадавших, после прорыва трубы ощущался «стойкий едкий запах аммиака». «Погибшие могли отравиться этом газом. Причина их смерти в настоящее время не установлена», — сказал обвиняемый. Он пояснил, что постоянно проживает в Москве, снимая в столице квартиру, и готов оказывать помощь в расследовании. Аргументы о том, что он станет мешать следствию, фигурант назвал голословными. Он попросил отпустить его под подписку о невыезде или запрет определенных действий.
Трагедия в торговом центре «Времена года» на Кутузовском проспекте случилась в субботу, 22 июля 2023 года, на цокольном этаже здания, где находились цеха супермаркета. Там произошел прорыв трубы горячего водоснабжения. В результате происшествия четыре сотрудницы торгового центра скончались, а десять человек попали в больницу с ожогами различной тяжести.
Ранее СК сообщал, что уголовное дело возбудили по двум статьями УК: «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц» (часть 3-я статьи 238 УК РФ) и «нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц» (часть 3-я статьи 217 УК РФ). Первая статья предусматривает наказание на срок до десяти лет заключения, вторая — до семи. По данным СК, Боткин работал в подрядной организации, обслуживающей «Времена года».