Достояние «Республики» пустили с молотка

Источник
Начальную стоимость оценивали в 53,5 млн рублей, а Дмитрий Алиев приобрел лот примерно в десять раз дешевле. Несколько лет назад сеть начала процедуру банкротства из-за ущерба от пандемии. Что изменится для клиентов.
Товарные знаки и сайт розничной сети книжных магазинов «Республика» проданы на торгах. Как пишет «Коммерсантъ», покупателем стал индивидуальный предприниматель Дмитрий Алиев, который приобрел лот на аукционе в рамках банкротства почти за 5 млн рублей, хотя начальная стоимость оценивалась в 53,5 млн рублей.

Алиев получил, в частности, товарные знаки «Республика», «Республика книг», «Айпублика», дизайн-концепцию Made in Respublica и дизайн-концепцию оформления бумажных пакетов.

«Республика» основана в 2006 году владельцем производителя продуктов «Дымов» Вадимом Дымовым. Сейчас магазинами управляет франчайзи — ООО «ПроЛайф», которое заключило с сетью лицензионное соглашение в 2020 году. Оно принадлежит на 100% ООО «Интел-Руал», которым владеет казахстанский бизнесмен Игорь Дериглазов — основатель холдинга «Меломан».

Как считает ряд экспертов, купивший товарные знаки Дмитрий Алиев может быть посредником для возвращения активов сети первоначальному владельцу. Генеральный директор издательства «Эксмо» Евгений Капьев не ожидает, что для клиентов «Республики» что-то существенно изменится:

«С сущностной точки зрения это юридическая история. «Республикой» эффективно управляет команда «Меломана», мы очень довольны сотрудничеством, книжные магазины работают хорошо. Это пример, как профессиональная команда умеет хорошо управлять розницей по сравнению с командой, которая явно была не из бизнеса и в нем не разбиралась. Я думаю, история с Алиевым — формальная история, юридические комбинации в чистом виде. Она обанкротилась, перешла к новым владельцам, команда «Меломана» ее купила, и ничего не меняется. Я уверен, это решаются юридические вопросы. С точки зрения читателей и работы магазина ничего не изменится. Нам очень нравится работать с нынешней командой «Республики», мы крайне довольны взаимодействием, желаем успеха. Новостей про изменения у нас нет».

Тем временем клиентам «Республики» пришла рассылка о том, что московский магазин возле стации метро «Павелецкая» закрывается и распродает товары по акции. На официальном сайте сообщается, что в России осталось шесть офлайн-точек — все в столице.

До пандемии ООО «Республика» управляла примерно 40 магазинами в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге. Сеть начала процедуру банкротства в 2020 году из-за ущерба, нанесенного пандемией. Долг «Республики» составлял более 800 млн рублей, из них около 158 млн рублей требовала компания «Эксмо-АСТ».

«Республика» в нулевых-десятых годах стала заметным явлением для жителей крупных городов, которых можно условно отнести к среднему классу. Помимо книг, в магазинах продаются виниловые пластинки, гаджеты, видеоигры, подарки, сувениры и прочее. Там проводятся лекции, автограф-сессии и другие мероприятия. На момент создания сети такой формат был в новинку. Сейчас ему следуют многие. А размах самой «Республики» сильно сократился, но спрос все еще есть. Чем привлекает магазин? Мнением делится москвичка Полина:

«Своим внутренним убранством. И людьми, персоналом. Клиентоориентированность на очень высоком уровне. Ощущение, что они в курсе всех твоих предпочтений, с очень широким кругозором. Я там часто покупала книги в коллекционных изданиях. Самое частое, что я там покупаю, это виниловые пластинки. В «Республике» я могла найти коллекционные, эксклюзивные издания. И ценник там был приемлемый. Когда я не знала, что подарить человеку, я всегда шла в «Республику» и знала, что я там что-то найду. Даже если это будет какая-то мелочь, она будет выглядеть очень эффектно».

И все же сеть критиковали за высокие цены. Даже сейчас, если взять случайную книгу, например «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд, на маркетплейсах она будет стоить около 800 рублей, в «Республике» то же издание — примерно 1000 рублей. Это в онлайн-магазине. То есть речи о переплате за «теплую ламповую хипстерскую» атмосферу нет.

Очевидно, что сеть не оправилась после коронавирусных потрясений. И будущее — по крайней мере, ее офлайн-части — туманно. На момент публикации статьи на запрос в пресс-службу «Республики», чтобы узнать о планах компании, не ответили.