Выборы в Москве, с которых в эти дни под надуманными предлогами снимают оппозиционных кандидатов, курирует глава Мосгоризбиркома, генерал-майор Ольга Кириллова. The Insider обнаружил у генерала электоральных войск элитную квартиру, оформленную на пожилую родственницу, и дорогой автомобиль. Все это сложно объяснить ее официально задекларированными доходами. До того, как возглавить Мосгоризбирком, Кириллова была руководителем УФМС России по Москве и Главного управления по вопросам миграции МВД России. Так совпало, что ее супруг трудоустроился в ГК «Киевская площадь» — это бизнес, целиком построенный на рабочей силе мигрантов.
Ольга Кириллова возглавила Московскую городскую избирательную комиссию в декабре 2021 года. Выборы председателя были безальтернативными, других кандидатов не нашлось. За Кириллову проголосовали единогласно все 14 членов МГИК. На посту председателя ей предстоит организовать в Москве проведение выборов президента России в 2024 году, депутатов Госдумы в 2026 году, мэра столицы и депутатов Мосгордумы в 2023 и 2024 годах.
Кроме того, столичный избирком курирует и муниципальные выборы в Москве этого года. Они уже сопровождаются скандалами. Так, в регистрации кандидатом было отказано действующему депутату от района Зюзино Константину Янкаускасу за якобы связь со штабом Навального. Препятствуют в допуске на выборы и другим оппозиционным кандидатам: мундепу по району Филевский Парк Денису Прокуронову, кандидатам от «Яблока» Ирине Собяниной и Николаю Кавказскому, кандидатам от платформы «ВыДвижение» Ивану Шматину и Эдуарду Кормышакову, Юлии Ивановой. Также независимых депутатов массово преследуют силовики и суды за демонстрацию якобы экстремистской символики — подобной признается логотип «Умного голосования». Осуждение по такой статье закрывает путь на выборы.
Кирилова всю жизнь проработала на государственной службе. С 1992 года она работала в органах внутренних дел на Сахалине. В 2006 году перешла на работу в Федеральную миграционную службу, где до 2012 года занимала пост начальника Управления ФМС по Сахалинской области. В октябре-2012 Кириллова переехала в столицу, где стала начальником УФМС России по Москве. В 2016 году получила пост начальника Главного управления по вопросам миграции МВД России. Через год указом президента ей было присвоено звание генерал-майора полиции. Со своим мужем, Яковом Кирилловым, Ольга познакомилась еще на Сахалине. Он также является бывшим сотрудником полиции и когда-то возглавлял УВД по Сахалинской области.
Именно на него с 2020 года оформлена квартира, площадью 141,7 кв. м и сегодняшней рыночной стоимостью около 60 млн рублей в ЖК бизнес-класса «Дубровская слобода». Это произошло уже после того, как Кириллова покинула пост, и ей не нужно было декларировать приобретение. На самом же деле генерал-майор Кириллова и раньше пользовалась этой квартирой, но оформила ее на пожилую родственницу.
Квартира была приобретена в 2014 году на имя Кирилловой Агапии Яковлевны, 1932 года рождения — свекрови главы Мосгоризбиркома. На момент покупки Агапии Яковлевне было 82 года, какой-либо информации о занятии бизнесом и участии в юридических лицах The Insider найти не удалось. Чета Кирилловых же за пять предыдущих покупке квартиры лет суммарно заработала менее 19 млн рублей.
Яков Кириллов предпочитает не только большие квартиры, но и большие машины. По Москве он передвигается на Toyota Land Cruiser Prado. Цена на такого автомобиля 2017 года выпуска может достигать 4,5 млн рублей, что примерно равно заработку главы семьи за два года.
По данным, имеющимся в распоряжении The Insider, Яков Кириллов был трудоустроен в ООО «Киевская площадь 1». Группа компаний «Киевская площадь» основана в 1992 году Годом Нисановым и Зарахом Илиевым, они являются крупнейшими рантье России.
Год Нисанов знаменит не только как долларовый миллиардер и друг семьи Нарышкиных, но и как совладелец рынка «Садовод» и агрокластера «Фуд Сити» — крупнейшего оптово-розничного продовольственного центра России. «Фуд Сити» известен в Москве как место скопления нелегальных мигрантов. В СМИ постоянно появляются сообщения о драках, митингах мигрантов и обращениях к Путину от жителей близлежащих районов с требованием навести порядок. Также структуры Нисанова зарабатывали на строительстве миграционных центров.
«Я официально с супругом на сегодняшний день состою уже в разводе. Я не хотела разводиться, пока была на службе. Когда ушла в отставку, смогла спокойно развестись в 2020 году, чтобы не привлекать внимания общественности. Но проживаю по тому же адресу. У нас не враждебные отношения. Учитывая, что мне на работу ближе оттуда, меня никто из квартиры не выпинывает», — рассказала Кириллова The Insider.
Могла ли Агапия Яковлевна самостоятельно приобрести эту квартиру?
«Ну, конечно, нет, — соглашается глава Мосгоризбиркома. — Мы все вместе помогали, вместе покупали. Мы приехали с Сахалина. У нее были свои копеечные накопления. У нас свои. Мы покупали по договору долевого участия, еще когда не было достроено, в 2012 году. На тот момент цена квартиры была совершенно иная. Сейчас она очень дорогая, но на момент покупки по договору долевого участия это были нормальные деньги».
Согласно сохранившимся архивным объявлениям, до сдачи дома квартиру сопоставимой площади можно было приобрести за 28 млн рублей. Это более чем в два раза ниже ее текущей рыночной стоимости, но все равно составляет почти 10 годовых доходов семьи во время работы на Сахалине, а никакой другой недвижимости, которую Кириллова могла продать, ни у нее, ни у супруга не было. И если бы не оформление столичной квартиры на свекровь, Кирилловой пришлось бы обосновывать происхождение средств — по закону это делается, если стоимость покупки превышает 3 годовых дохода. В разговоре с The Insider Кириллова сказала: «Если не ошибаюсь, 22 млн стоила квартира. Но точно не помню». Даже в этом случае оформление недвижимости на свекровь позволило обойти антикоррупционное требование по обоснованию доходов.
Почему оформили квартиру на имя пожилой женщины и избежали таким образом декларирования? Кириллова объясняет это так: «Потому что у нее была московская прописка. Когда мы приехали по переводу в Москву работать, у нас не было московской прописки. У нее была и квартира» (по данным The Insider, речь идет о 30-метровой квартире на улице Донелайтиса, сейчас она также переоформлена на Якова Кириллова).
Что касается возможного конфликта интересов при контроле мигрантов в Москве, Кириллова его тоже отрицает:
«В «Киевской площади» мой бывший муж уже не работает, но когда уволен, не могу сказать. Он работал руководителем охраны. Даже не руководителем торгового центра. С владельцами он явно не общался. А я у него на работе даже ни разу не была. В свою бытность неоднократно привлекала и «Фуд Сити», и рынок «Садовод» к административной ответственности достаточно жестко».