Глава государственного ВТБ Андрей Костин
хочет «пятерку» от рейтинговых агентств. Для этого предлагает переделать рейтинги. Глава правления государственного Банка ВТБ Андрей Костин
в ходе сочинского инвестиционного форума объявил, что Внешторгбанк выходит из капитала Аналитического кредитного рейтингового агентства и ищет покупателя на свою долю. Главная претензия господина Костина к аналитикам АКРА - слишком низкий рейтинг, который получил возглавляемый им банк. Его разочарование можно понять - только-только избавились от якобы «пристрастных» международных рейтинговых агентств, доверились «своим», ждали от «пятерки». А «свои» оказались еще придирчивей.
«Нас не устраивает методология, которую они используют, потому что они рейтингуют нас даже ниже, чем западные рейтинговые агентства, на которые мы жаловались, на их политизированный подход», - заявил господин Костин.
При этом глава банка рассказал, что намерен обратиться в ЦБ, чтобы финансовые организации России имели возможность пользоваться услугами агентства по выбору - из двух-трех. А не в одном, куда бы всех «загоняли рейтинговаться». В конце января стало известно, что ВТБ отказался обнародовать рейтинг, выставленный банку аналитиками АКРА. По информации источников, руководство госбанка якобы не устроила как сама оценка, так и обоснование этой оценки.
Сегодня аккредитацию Центробанка имеют только два рейтинговых агентства - АКРА и «Эксперт РА». Но господина Костина, похоже, не устраивает ни одно из них. Хотя в начале февраля текущего года «Эксперт» выставил ВТБ наивысшую оценку кредитоспособности по национальной шкале - «А++» со стабильным прогнозом. Правда, претензии к «Эксперт РА» Андрей Кости высказал с помощью крайне расплывчатой формулировки: «Там есть особенности с «Экспертом», там не до конца еще эта тема зачищена».
«Почтовое» слабое звено
Знакомые с ситуацией предполагают, что главу ВТБ может беспокоить рейтинг «Почта-Банка», который входит в финансовую группу Внешторгбанка. Сегодня, чтобы банк имел возможность разместить на депозите средства негосударственных пенсионных фондов, он должен иметь определенный рейтинг, который могут выставить либо АКРА, либо одно из международных рейтинговых агентств. Рейтинг должен быть не ниже суверенного рейтинга России, сниженного на два пункта. И ВТБ, и ВТБ24 имеют достаточные финансовые показатели. В частности, первому агентство Moody’s выставило рейтинг на уровне «Ba1», Standatr&Poor’s - на уровне «BB+» второму Moody`s присвоило рейтинг «Ва2».
Но вот «Почта-Банк» подкачал. Эксперты, в том числе, и представители крупнейших НПФ, пожелавших остаться анонимными, полагают, что «Почтовый» банк баллов для размещения средств пенсионных фондов может не набрать. Как пояснил один из знакомых с ситуацией, «Почта-Банк» - «новичок», которому требуются большие объемы финансовых вливаний. При этом кредитные рейтинги у банка до сих пор отсутствуют, и. значит, он не имеет права использовать средства НПФ для пополнения своего капитала.
Кстати, Андрей Костин
не впервые использует стратегию «бегства» от плохих рейтингов. Не угодившие ему агентства ранее уже объявлялись непрофессиональными. Так, с начале 2014 года Внешторгбанк отказался от услуг авторитетного рейтингового агентства Ficth. Этому предшествовало понижение долгосрочного дефолта эмитента ВТБ до уровня BBB–. Перед самым разрывом отношений агентство еще раз подтвердило рейтинг банка на данном уровне. Складывается впечатление, что господина Костина волнует не столько реальная надежность возглавляемого им банка, сколько хорошая оценка. Причем, если оценка ниже ожидаемого, госбанкиру легче поменять оценщика.
Новые владельцы уволят Костина?
Ходят слухи о том, что руководство ВТБ старательно «манкирует» подготовку к приватизации госпакета банка, то есть фактически пытается ее сорвать. Эксперты называют деятельность банка неэффективной. На плаву, считают знакомые с ситуацией, банк держится благодаря постоянным бюджетным вливаниям. Только в 2015 году ВТБ получил облигаций федерального займа на 307 млрд рублей. Понять саботаж топ-менеджмента госбанка (если он имеет место быть) можно было бы в одном случае: новые владельцы пожелают досконально разобраться, в каком состоянии и на что уходят финансы банка, и могут остаться недовольны. Настолько недовольны, что господину Костину и зарплату урезать могут. Тут и до увольнения недалеко.
А зарплата у руководителя государственного пока еще банка знатная: доход Костина в 2013 году, например, составил 37 млн долларов. По версии журнала Forbs, Костин тогда стал самым высокооплачиваемым топ-менеджером России. По итогам 2016 года Костин занял в аналогичном рейтинге 3 место. Однако его зарплата указана не была - известно только, что всего топ-менеджерам ВТБ предстояло поделить 6,1 млрд рублей. Forbs тогда заподозрили в «затирании» данных, а издателя журнала Александра Федотова - во вмешательстве в редакционную политику.
Несмотря на стабильно космическую зарплату, управляет господин Костин государственным банком не сказать, чтобы блестяще. Например, по данным на июнь прошлого года финансовая организация лидировала по объему непрофильных активов - таких у ВТБ нашлось аж на 542 млрд рублей, что составляет 38% от капитала банковской группы. В основном, речь идет об операциях с недвижимостью. Вот только операции с непрофильными активами приносят банку, в основном, одни убытки. Например, в 2012 году госбанк потерял на этом 4,3 млрд руб., в течение следующих двух лет - по 17,4 млрд рублей, в 2015 году целых 35,9 млрд рублей!
Несмотря на высокие зарплаты, топ-менеджеры ВТБ не брезгуют воровством. Напомним, в 2012 году стартовал судебный процесс над бывшим главой новосибирского отделения госбанка Вадимом Григорьевым. Топ-менеджер, как полагает следствие, успел вывести более миллиарда рублей. Позднее в качестве обвиняемых по делу были привлечены также заместитель Григорьева Ирина Долгова и несколько других сотрудников банка.
Борцов с коррупцией заинтересовал тот факт, что деньги были похищены не одномоментно, а в течение двух лет. Тем не менее, головное руководство ВТБ умудрилось «не заметить», что из банка пропадают деньги, которые к слову, «выводились» через выдачу кредитов заведомо неплатежеспособным предприятиям. Кстати, подозрительно выглядел и пожар в Таганском суде Москвы, вспыхнувший в конце 2015 года. в сгоревшем архиве находились материалы дела о хищении из ВТБ 1,2 млрд долларов. Поговаривают, что пожар произошел не случайно, а в качестве «бенефициаров» пожара могло быть не только руководство ВТБ, но и беглый банкир Сергей Пугачев.
Не исключено, что «подрабатывает» руководство госбанка и на банальных «распилах». Все помнят историю с закупками Внешторгбанком буровых установок. В 2009 году основатель Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный опубликовал расследование о подробностях закупкой ВТБ китайских буровых установок. Банк приобрел 30 буровых установок ZJ50DBS китайской компании Sichuan Honghua Petroleum Equipment Co.Ltd. только покупали топ-менеджеры установки не напрямую, а через кипрского «посредника» - но уже по цене в размере 15 млн долларов за штуку. «Навар», очевидно, посчитать несложно. Очевидно, что стремление улучшить рейтинг банковской группы за счет «давления» на рейтинговое агентство не может считаться признаком хорошего управленца. В России достаточно грамотных финансистов. Может, Костин уже засиделся?