Министр сельского хозяйства Александр Ткачев в интервью РБК заявил, что не видит конфликта интересов между своей должностью и наличием у его семьи крупного агробизнеса. Решение о том, продавать ли компании, которые по размеру земельного банка могут оказаться в пятерке крупнейших в стране, должны принимать его родственники, считает Ткачев.
«Это же не нефть, а земля, производство молока, мяса, яйца, хлеба… Обычное сельхозпроизводство. Предприятия я создавал в 1995–1996 годах, они небольшие, им уже более 20 лет. Мне что, продавать? Решение должны принять родственники… Это абсолютно нормально — это предприятия, заводы, фабрики. Какой здесь конфликт?» — заявил он в интервью РБК.
Александр Ткачев назначен министром сельского хозяйства в апреле 2015 года, до этого 14 лет он был губернатором Краснодарского края. С семьей министра сейчас и в прошлом связано несколько сельскохозяйственных компаний, бизнес которых сосредоточен в основном в Краснодарском крае: «Фирма «Агрокомплекс» имени Н.И.Ткачева», крупнейшая в Южном федеральном округе птицефабрика «Югптицепром», зерновой трейдер «Основа» и виноградарское хозяйство «Шато де Талю» в Геленджике.
На вопрос, пользовался ли «Агрокомплекс» какими-либо преференциями и участвовал ли он в управлении этой компанией, Ткачев заявил, что «все покупалось только на рынке, на рыночной основе». «Я работал губернатором, и если бы допустил конфликт интересов, у кого-то что-то отжал, я думаю, это уже бы вылилось в скандалы мегауровня», — сказал он, пообещав, что и как министр не будет лоббировать интересы Краснодарского края, где расположена большая часть аграрных активов членов его семьи.
Формально по закону чиновники не могут заниматься любой оплачиваемой деятельностью, включая предпринимательство, исключение — преподавательская, научная и творческая, говорит адвокат, управляющий партнер юридической компании «Кочерин и партнеры» Владислав Кочерин. Обычно если бизнесмен занимает какой-то государственный пост, он передает право на управление своими активами другим лицам, в том числе родственникам, и при этом может оставаться владельцем активов, но не имеет права заниматься их управлением, продолжает юрист.
Российские законы направлены на публичность, а не на то, чтобы чиновник был бессеребренником, говорит партнер юридической фирмы «ЮСТ» Алексанр Боломатов. «Есть обязанности по раскрытию информации о собственности и заработках жены и несовершеннолетних детей. Но запретить владеть или управлять бизнесом близким или дальним родственникам законы не могут. Вот если им будут предоставляться какие-то преференции — это уже будет нарушение закона», — объясняет юрист.
«Другое дело, что это очень сложно контролировать, поэтому теоретически чиновник может позвонить и обсудить какие-то бизнес-вопросы с управляющим. Но пока он не пойман за руку, формально он чист перед законом», — указывает Кочерин. Правда, если начинается расследование, то родственные или бизнес-связи могут стать одним из доказательств вины госслужащего, предупреждает он.
«Главный вопрос в том, будут ли ущемлены права других участников процесса. Если чиновник предоставляет государственные услуги кому-либо из своих родственников или бывших партнеров по бизнесу, но не отказывает в них и другим участникам рынка, вероятность возникновения конфликта интересов минимальна», — говорит директор департамента предпринимательства и услуг ТПП Анна Палагина.
Чиновник и закон
Вопросы возникновения и урегулирования конфликта интересов прописаны в федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273 «О противодействии коррупции» и федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Под личной заинтересованностью чиновника понимается возможность получения выгоды как непосредственно для него, так и для родственников, а также для граждан или организаций, с которыми он связан финансовыми или иными обязательствами.
В список родственников включаются родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов, супруги детей.
При этом конфликт интересов не зависит от должности и может возникать практически на любом уровне.
Ткачев в начале 1990-х руководил ЗАО «Фирма «Агрокомплекс». Эта компания была создана в 1993 году при приватизации Выселковского межхозяйственного комбикормового завода, гендиректором которого был отец Александра Ткачева Николай и где с 1983 года работал сам Александр Ткачев. Ткачев-младший стал гендиректором завода в 1990 году и возглавлял предприятие до своего избрания депутатом сначала Законодательного собрания Краснодарского края, а затем Госдумы.
По данным СПАРК, у АО «Фирма «Агрокомплекс им. Н.И. Ткачева» на 31 марта 2002 года было 3210 акционеров-физлиц (более поздних данных не предоставлено), в том числе члены семьи Ткачевых: у брата Александра Ткачева Алексея был 1%, у их отца Николая Ткачева — 0,67%. Николай Ткачев был председателем совета директоров предприятия до августа 2014 года, а после его смерти компанию переименовали в его честь. По данным Росстата на 14 апреля 2015 года, 66,9% компании принадлежит «прочим» акционерам, остальные доли распределены между сельхозпредприятиями, которые присоединял агрохолдинг.
Сейчас «Фирма «Агрокомплекс имени Н.И. Ткачева» занимается растениеводством (валовый сбор зерна в 2013 году — 513 тыс т), садоводством, производством комбикормов, животноводством, мясопереработкой, торговлей, всего это более 40 предприятий. В 2013 году «Агрокомплекс», по данным СПАРК, получил выручку в 19,2 млрд руб. и чистую прибыль в 2,5 млрд руб.
В последние два года «Агрокомплекс» стремительно наращивает объем подконтрольных ему сельскохозяйственных земель. В 2013 году земельный банк агрохолдинга составлял 200 тыс. га и исторически увеличивался за счет присоединения хозяйств региона. Но с тех пор стало известно сразу о нескольких сделках, и если все они будут закрыты, под контролем у «Агрокомплекса» может быть уже около 450 тыс га — с таким результатом группа окажется в пятерке крупнейших землевладельцев в стране.
Какие земли собирает «Агрокомплекс»
В ноябре 2014 года газета «Ведомости» со ссылкой на менеджера «Агрокомплекса» сообщала, что компания покупает 14 хозяйств Valinor Group. 21 мая 2015 года ФАС одобрила покупку активов Valinor компанией «Кубанский бекон», которая до июля 2014 года на 100% принадлежала Татьяне Баталовой (так же зовут дочь министра Александра Ткачева; сейчас ее доля — 1%). Источники РБК говорили, что «Кубанский бекон» входит в «Агрокомплекс», но данными СПАРК это не подтверждается. Из земельного банка Valinor структуры «Агрокомплекса» приобретают 150–160 тыс. га, рассказывал ранее РБК один из бывших менеджеров Valinor.
Кроме активов Valinor «Агрокомплекс» приобретает пять хозяйств, в прошлом составлявших сельскохозяйственный бизнес компании «Вимм-Билль-Данн» (сейчас входит в PepsiCo), c 30 тыс. га земли, группу компаний «Север Кубани» (40 тыс. га) и предприятие «Большевик» (5–6 тыс. га), следует из данных СМИ, информации о решениях собраний акционеров и сведений консалтинговой компании BEFL.
Мужу дочери министра Роману Баталову принадлежит ООО «Агропромышленная компания «Основа», которая, по данным СПАРК, занимается оптовой торговлей зерном. Это некрупный трейдер: он входит в топ-25 крупнейших экспортеров зерна.
Жене министра Ольге Ткачевой принадлежит виноградарское хозяйство «Шато де Талю» в Геленджике, указывал Ткачев в декларации о доходах за 2014 год. Оно поставляет виноград, например, крупному производителю игристых вин «Абрау-Дюрсо».
Племянница министра Анастасия Краттли до 2015 года владела 22,5% акций «Югптицепрома», крупнейшей птицефабрики Южного федерального округа. А вместе с братом Николаем Алексеевичем Ткачевым она владеет также несколькими небольшими растениеводческими компаниями в Краснодарском крае.