В преддверии скорой встречи с Владимиром Путиным глава ФСИН Александр Калашников не только готовит предложения по реформированию ведомства, но чистит его от тех, кто этим реформам сопротивляется. По данным источника ПАСМИ, рапорты об отставке написали пять высокопоставленных сотрудников ФСИН, среди которых — первый зам директора Анатолий Рудый. Что послужило причиной кадровых решений, и чем они могут обернуться — в материале ПАСМИ.
По итогам совещания
На прошлой неделе директор Федеральной службы исполнения наказаний Александр Калашников провел совещание с руководством ведомства, на котором обсуждались планы мероприятий по совершенствованию деятельности службы и наведению порядка в учреждения пенитенциарной системы. Как рассказал источник ПАСМИ, одно из предложений внес заместитель Калашникова, бывший глава ГУ МВД России по Москве Анатолий Якунин. Оно касалось пресечения деятельности представителей организованной преступности в исправительных колониях. И эта инициатива, по словам собеседника редакции, столкнулась с критикой целого ряда участников совещания, в частности, первого замдиректора ФСИН Анатолия Рудого.
Такой, казалось бы, рабочий момент получил неожиданное продолжение: в понедельник, 22 марта Александр Калашников вызвал к себе Рудого, еще троих заместителей и начальника Главного оперативного управления Евгения Гнедова и предложил им незамедлительно написать рапорты об отставке. Фамилий замов собеседник редакции не назвал, отметив лишь, что все они достались Калашникову в наследство от предыдущего директора Геннадия Корниенко. Это позволяет предположить, что речь идет о генерал-лейтенантах внутренней службы Валерии Балане, Валерии Бояриневе и Рустаме Степаненко.
Как пояснил источник, совещание было лишь поводом для жестких кадровых решений. Претензии к членам команды предшественника Калашникова Геннадия Корниенко у главы ФСИН копились давно.
Не исключено, что увольнение пяти генералов — продолжение чистки службы исполнения наказаний, которую Калашников начал практически сразу после своего назначения, состоявшегося 8 октября 2019 года. В ноябре стало появились сообщения о том, что рапорт об отставке написал замглавы службы Валерий Максименко, а спустя год Максименко был арестован по обвинению в превышении должностных полномочий и злоупотреблениях при строительстве объектов ведомства с ущербом 189 млн рублей.
Под прицелом ФСБ
По данным источника ПАСМИ, отставкой дело может не закончиться и для Анатолия Рудого: управление М ФСБ России (где, кстати, долгое время служил нынешний глава ФСИН) якобы проводит проверку на причастность Рудого к должностным преступлениям.
Между тем, бывшие высокопоставленные сотрудники службы исполнения наказаний в этой причастности не сомневаются. По их словам, действиями Рудого российскому бюджету якобы был нанесен огромный ущерб, и генерал может быть причастен к противоправным действиям, за которые уже осуждены бывшие заместители Корниенко Николай Баринов и Олег Коршунов. Кстати, на процессе по делу Коршунова Рудый выступил в качестве свидетеля защиты, заявив, что сам он в виновность бывшего коллеги не верит.
В телеграм-каналах также проходила информация о связи первого замглавы ФСИН со скандалом в управлении ведомства по Ростовской области в ноябре 2019 года. Начальник главка Муслим Даххаев и его замы были арестованы по обвинению в разглашении гостайны — речь якобы шла о незаконной прослушке и продаже записей. Тогда сообщалось, что в рамках “ростовского дела” в кабинете Анатолия Рудого прошли обыски, но пресс-служба ФСИН эту информацию опровергла.
Кстати, на фоне этих сообщений Рудому сразу стали прочить скорую отставку, а также говорить о высоких рисках для него в связи с проверкой деятельности Геннадия Корниенко на коррупционную составляющую, которую якобы начали ФСБ и другие силовые ведомства после отставки Корниенко. Но свой пост первый замглавы ФСИН сохранил еще больше чем на год, да и об итогах вышеуказанной проверки ничего не сообщалось.
Разговор с Путиным
Но сейчас, по данным источника ПАСМИ, рапортам Анатолия Рудого и еще четырех представителей руководства ФСИН уже дан ход — они находятся в Министерстве юстиции, которое курирует деятельность службы исполнения наказаний. По нормам закона, указ об увольнении с должности силовиков столь высокого уровня подписывает президент России.
Между тем, встреча Александра Калашникова с Владимиром Путиным должна состояться в ближайшее время. По данным собеседника редакции, сейчас глава ФСИН находится на обязательном в преддверии аудиенции у главы государства двухнедельном карантине.
Речь на встрече с президентом будет идти о путях развития пенитенциарной системы России, о том, как сделать ее более открытой и избавиться от шлейфа коррупционных и пыточных скандалов, в которых ФСИН погрязла до прихода в службу Александра Калашникова.
Необходимо добавить, что, по оценке источника ПАСМИ в Администрации президента, Александр Калашников “постепенно реализует поставленные главой государства задачи и делает очередные шаги по выстраиванию прозрачности системы исполнения наказаний».
Наследство для мастера
Напомним, указ о его назначении Владимир Путин подписал 8 октября 2019 года. Занимавший до этого должность главы управления ФСБ России по Красноярскому краю Калашников сменил Геннадия Корниенко, отправленного в отставку по достижении предельного возраста нахождения на службе.
Сразу после назначения член ОНК Ева Меркачева охарактеризовала Калашникова как мастера по борьбе с коррупцией. Правда, такого доверия новому главе ФСИН не оказали участники опроса ПАСМИ, опубликованного после его вступления в должность. Только 14% из почти 4 тыс. респондентов утвердительно ответили на вопрос, сможет ли Александр Калашников снизить уровень коррупции. 76% придерживаются противоположного мнения, остальные ответить затруднились.
Но, следует признать, что наследие Калашникову досталось непростое. Так, еще при Корниенко замглавы ведомства Николай Баринов получил три с половиной года колонии за «откаты» при строительстве СИЗО «Кресты-2». Еще один заместитель — Олег Коршунов — был приговорен к семи годам колонии за мошенничество с закупками обуви для заключенных, позднее срок был увеличен до девяти лет — до приговора дошло дело о получении отката и растраты при закупках сахара и ГСМ.
Не обошлось без коррупционных разоблачений и в регионах. Так только в 2019 году был задержан при получении взятки в размере 520 тыс. рублей заместитель начальника УФСИН по Самарской области, по делу об откате в 400 млн арестовали бывшего замначальника Главного управления ФСИН по Санкт-Петербургу и Ленобласти, Также в СИЗО был отправлен экс-руководитель УФСИН по Липецкой области, подозреваемый в получении взятки в размере 1,5 млн рублей за заключение госконтрактов.
Еще громче в СМИ прогремели скандалы, связанные с истязаниями заключенных. Самый резонансный из них разразился после публикации видеозаписей с пытками в ярославской колонии. Почти 20 сотрудников ИК были уволены, около 15 из них попали на скамью подсудимых. Правда, часть надзирателей-садистов получили условные сроки, сознавшись в избиении заключенных, а бывший начальник колонии и его заместитель остались без приговоров.
Открытое ведомство
Впрочем, и после назначения Калашникова новостей о пытках и коррупции в системе исполнения наказания меньше не стало. Так, в апреле 2020 года произошел бунт в ангарской ИК-15, в ходе которого погиб заключенный и сгорела промзона. Этот инцидент без внимания руководства ФСИН не остался: в январе 2021 и Иркутской области прошла проверка, итогом которой стали девять уголовных дел о пытках, установлено 75 потерпевших и 40 причастных к истязаниям.
Наряду с Иркутской и уже упомянутой Ростовской областями, за различные правонарушения были привлечены к ответственности сотрудники ФСИН в Калмыкии, Волгоградской и Свердловской областях и других регионах России.
Александр Калашников также предпринял ряд шагов, направленных на улучшение условий жизни как заключенных, так и сотрудников ФСИН. В частности, последним он предложил увеличить зарплаты и социальные гарантии для повышения престижа службы.
Среди других инициатив директора ФСИН — создание единого перечня заболеваний, при которых человека нельзя отправить за решетку, открытие исправительных центров с щадящими условиями для осужденных за преступления небольшой тяжести и закрытие старых и удаленных колоний. Кроме того, для решения проблемы переполненных СИЗО он обращался к главе Верховного суда Вячеславу Лебедеву с просьбой чаще избирать для обвиняемых в нетяжких преступлениях и в преступлениях по экономическим статьям не связанную с лишением свободы меру пресечения.