В Никулинском суде Москвы прошла беседа сторон по очередному иску Генпрокуратуры к бывшему полковнику МВД Дмитрию Захарченко, получившему известность благодаря 9 миллиардам рублей, найденным при обысках по его делу. На этот раз надзорное ведомство просит изъять у него и его родственников собственность почти на 50 миллионов рублей.
В числе объектов, которое прокуратура требует обратить в доход государства, две квартиры в престижном районе столицы на проспекте Вернадского и два машино-места. Их сводная сестра силовика купила на стадии котлована в домах, которые, впрочем, так и не были возведены. Также ведомство требует конфисковать украшения за 320 тысяч долларов, эквивалент стоимости которых Мосгорсуд уже был взыскал два с половиной года назад с бывших жен Захарченко.
Ответчиками по новому иску помимо экс-полковника, который в 2022 году успел получить уже второй срок в 16 лет лишения свободы и штраф в 500 миллионов рублей за взятки на сумму более чем в 1,4 мллиарда рублей, проходят четверо человек. Это его отец Виктор Захарченко, бывшая единственная официальная жена Яна Саратовцева, а также бывшая гражданская супруга Марина Семынина и сестра Ирина Таймурова. Последняя до замужества носила фамилию Разгонова, и именно у нее в нежилой квартире на Ломоносовском проспекте осенью 2016 года силовики нашли почти 9 миллиардов рублей в разной валюте.
Никулинский суд Москвы 1 декабря 2017 года обратил деньги, а также 27 объектов недвижимости, автомобили и золотой слиток в доход государства. Суд счел, что законность происхождения имущества Захарченко его родственники и знакомые не доказали.
В 2019 году Генпрокуратура уже просила надзорное ведомство изъять в доход государства у экс-полковника, его жен (официальной и гражданских) имущество на сумму 484 миллиона рублей, в том числе стоимость украшений, купленных за 320 тысяч долларов силовиком несколько лет назад в США своей единственной официальной супруге Яне Саратовцевой.
Однако, конфисковав деньги на счетах, ценные бумаги и помещение под магазин «Пятерочка», суд отказал прокуратуре в удовлетворении требования о выплате эквивалента стоимости украшений, купленных Захарченко Яне Саратовцевой в США в 2013 году и «отчужденных» к моменту подачи иска. Правда, впоследствии кассационная инстанция отменила решение и направила дело на пересмотр в этой части. В августе 2020 года Мосгорсуд это требование удовлетворил, постановив взыскать с ответчиков рублевый эквивалент стоимости «ювелирки» на день исполнения решения.
Теперь, по словам адвоката Дмитрия Захарченко Валерии Тунниковой, прокуроры просят изъять эти самые, а также другие украшения и дорогостоящие наручные часы.
По ее словам, сам Дмитрий Захарченко иск не признает. «Его позиция очень простая — к данному имуществу он не имеет никакого отношения», — заявила защитница. Она также считает, что суд не может изъять квартиры и машино-места, купленные Ириной Таймыриной. «Я не знаю, что они [прокуроры], хотят обратить в доход государства, ведь никаких квартир и машино-мест нет. Дома так и не были построены, а застройщик обанкротился», — сказала адвокат. По ее мнению, в этой связи невозможно изъять то, что не существует или существует в виде права требования.
Кроме того, по мнению представителя ответчика, трехгодичный срок давности по иску уже истек, да и сам иск был подан с нарушением подсудности. Дело в том, что ранее Дмитрий Захарченко был прописан в квартире у матери на Мичуринском проспекте, который относится к территории Никулинского суда столицы. Однако после изъятия квартиры в доход государства подполковника и его родных оттуда выписали. По мнению Валерии Тунниковой, теперь дело следует слушать по месту регистрации отца Дмитрия Захарченко в Чертановском суде Москвы или по месту нахождения самого экс-полковника, который сидит в СИЗО «Лефортово», — в Лефортовском суде столицы.
Ходатайства о прекращении производства по иску за истечением срока давности и о передаче дела по подсудности в другой суд защитница намерена заявить 9 февраля в ходе предварительного слушания по делу. Если суд просьбу не удовлетворит, Валерия Тунникова будет просить привлечь к спору в качестве третьего лица жену отца Дмитрия Захарченко — Елену. У нее еще до брака с Захарченко-старшим оперативники в ходе обысков дома в городе Батайске Ростовской области изъяли личные деньги — 100 евро и 3 миллиона рублей, вырученные от продажи земельного участка, сказала адвокат.
Первый процесс по иску об изъятии у Дмитрия Захарченко и его родных «нетрудовых доходов» стал трамплином в карьере прокурора Генпрокуратуры Сергея Бочкарева. Перед новым, 2023 годом он получил очередное повышение, став советником юстиции 2-го класса, что приравнивается к званию генерал-лейтенанта. В нынешнем процессе он участвовать не будет, он делегировал своих подчиненных.