Максим Воробьев, родной брат губернатора Подмосковья Андрей Воробьева и владелец "Русской Аквакультуры" решил заняться перевалкой удобрений в порту Усть-Луга, сообщает корреспондент The Moscow Post. Приобрел 40% акций в компании "Ультрамар" Андрея Бонч-Бруевича. За ней может стоять олигарх Геннадий Тимченко, который начинал создавать перевалочные терминалы в Усть-Луге. Максим Воробьев будет наблюдать за его "детищем"?
"Ультрамар" планирует построить в Усть-Луге портовый хаб по перевалке минеральных удобрений мощностью 12 млн тон в год. Именно такую цифру загрузки пообещал Андрею Бонч Бруевичу владелец "Уралхима" Дмитрий Мазепин. Однако сам вкладываться в проект почему-то не собирается. Хочет, наверное, чужими руками жар загрести. На Мазепина это похоже.
Максим Воробьев ранее был соучредителем в фирме "Русская рыбопромышленная компания" (РРПК) с Глебом Франком, зятем олигарха Геннадия Тимченко. В 2018 г. Воробьев продал свою долю партнеру, а сам сосредоточил усилия на девелоперском бизнесе. Однако ему могло поступить предложение, от которого трудно отказаться.
Порт Усть-Луга сейчас очень лакомый кусок. Видимо, самому Геннадию Тимченко там светиться не с руки, так как он находится под санкциями. Вот и приходится придумывать различные варианты. Будет неудивительно, что и Андрей Бонч-Бруевич является ставленником Тимченко. Уж больно бизнесмен лихо сотрудничает с олигархами, которыми друзьями не назовешь. Например владелец "Фосагро" Андрей Гурьев не раз конфликтовал с Дмитрием Мазепиным. А Бонч-Бруевич умудряется быть мил всем.
Геннадий Тимченко стоял у истоков
Кто только не участвовал в проекте Усть-Луга. Первым был нынешний президент "Газпром нефть" Андрей Дюков, который в 2001 г. занимал пост Председателя совета директоров Петербургского нефтяного терминала (ПНТ). К нему мог иметь отношение Илья Трабер, которого злые языки причисляют к тамбовской ОПГ и даже называют его клички – "Мореман" и "Антиквар".
ПНТ надолго не хватило и в 2004 г. терминалу нашли нового инвестора – "Зарубежнефть", которую тогда возглавлял Николай Токарев, сейчас – глава "Транснефти
". Однако за 5 лет стройка так и не сдвинулась с места.
В 2007 г. обострились отношения с прибалтийскими государствами, через которые шла перевалка грузов и министр транспорта Игорь Левитин поставил задачу, чтобы стратегические грузы, в частности энергоносители, перекачивались через российские порты. Как оказалось, поставить задачу было мало.
Наверное, на объект обратили внимание Владимира Путина
, потому что в 2009 г. терминалом заинтересовался близкий знакомый Путина Геннадий Тимченко. Принадлежащий ему Gunvor был на тот момент крупнейшим нефтетрейдером страны. Стройку пообещали закончить через 2 года. Сумма необходимых инвестиций оценивалась в $800 млн. Реально терминал заработал в 2012 г. К этому времени его клиентами стали почти все крупные нефтяные компании России. Но лидером по объемом перевалки был Gunvor. Терминал поистине - его "детище".
После начала конфликта в Украине Геннадий Тимченко попал под западные санкции и продал свою долю в Gunvor его крупному акционеру Торбьену Торнквисту. Вскоре компания приняла решения избавиться от российских активов. И 74% "Усть-Луги-Ойл" оказались летом 2015 г. у Андрей Бокарева, давнего партнера Геннадия Тимченко по другим проектам. Бокарев о многих фирмах является соучредителем с олигархом Искандером Махмудовым, которого злые языки подозревали в связях с Измайловской ОПГ.
Рулевой проекта?
Если сейчас посмотреть, какая компания собралась в Усть-Луге, то станет понятно, что без жесткой руки в порту не обойтись. И, возможно, задача Геннадия Тимченко – не допустить "войны" различных структур между собой.
ООО "Ультрамар", единственным учредителем которого является Андрей Бонч-Бруевич, имеет шесть дочерних структур, из них 4 зарегистрированы в 2017-2019 гг. В "Смарт-Балк Терминал" "Ультрамар имеет – 30%, в ООО "Портбетон" – 50%, в остальных – от 90% до 99.9%. Теперь совладельцем всех этих компаний станет и Максим Воробьев.
Символическими долями в трех компаниях владеет некий Дмитрий Танаев, его присутствие в акционерах объясняется тем, что он ведет юридическое сопровождение компаний. Танаеву принадлежит 1% в "Минерал инджиниринг", 0.1% в ООО "ПЛП Минерал" и 3% в ООО "Усть-Луга Порт Проект" (УЛПП). Отец Танаева – Валерий Танаев с 2004 г. работал заместителем Октябрьской железной дороги, с 2017 г. возглавил Северную железную дорогу. Возможно, что через Танаева свои интересы в компаниях Бонч-Бруевича имеет экс-глава РЖД
Владимир Якунин.
АО "Усть-Луга Ойл", с которой когда-то все начиналось, сейчас является дочерней компанией ОАО "Компания Усть-Луга". В декабре 2016 г. ее директора Валерия Израйлита арестовали по подозрению в хищении 1.5 млрд руб., выделенных на развитие портовой инфраструктуры.
Поговаривают, что на Израйлита мог иметь зуб Геннадий Тимченко, который в 2013 г. потерял большие деньги из-за обрушения причалы "Роснефтебункера" и "Новатэка". Произошло это по вине компании Израйлита "Северная дноуглубительная компания", которая проводила дноуглубительные работы. Тимченко не простил нанесения ущерба его "детищу"?
После ареста Валерия Израйлита за порт Усть Луга разгорелась борьба, в которую включился и Илья Трабер. Сегодня в порту Усть-Луга перевалку удобрений контролируют три статусные персоны: Александр Жуков ("Европейском серный терминал" и Андрей Гурьев с Андреем Бонч-Бруевичем ("Смарт Балк Терминал") на "Юге-2" Ильи Трабера. Максим Воробьев станет четвертой персоной?
Строительством нового терминала для перевалки удобрений "Уралхима" может заняться "дочка" "Ультрамара" УЛПП, которую с прошлого года возглавляет Виктор Гешеле, бывший глава Кингисеппского района, который, покинул свою должность, видимо, именно из-за этого проекта, который оценивается в 16 млрд руб.
Гешеле может представлять интересы губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, которому приходится двоюродным братом. В 2015 г. у жены губернатора нашли многомиллиардный бизнес, связанный со строительством терминала по перевалке нефтепродуктов и базы для судов в Усть–Луге. И бизнес этот якобы велся совместно с женой Гешеле. Об этом писала газета "Век".
Очень редко в каком-то проекте собирается такой состав интересантов, как в строительстве нового терминала по перевалке удобрений в порту Усть-Луга. Олигархи Тимченко, Гурьев, Мазепин, экс-чиновник Гешеле, губернатор Дрозденко, бизнесмены Бонч-Бруевич, Воробьев, возможно имеющие отношения к криминалу Илья Трабер и Искандер Махмудов. Как бы не передрались они все. Или на то и Тимченко, чтобы этого не произошло?