После новогодних праздников многие из нас обнаружат в своих платежках за коммунальные услуги новые цифры — и стоически примут их за реакцию поставщиков на изменившийся курс национальной валюты. Но ни девальвация, ни инфляция тут, строго говоря, ни при чем. Цены на услуги ЖКХ растут под давлением крупных региональных игроков, ответственных за это хозяйство. Они умело используют лоббистский потенциал для работы с местными властями. И ладно бы еще наши деньги шли на модернизацию обветшалой коммунальной инфраструктуры. Проблема в том, что во многих случаях они вообще не доходят до поставщиков, например до газовиков и энергетиков. Подобная ситуация характерна для многих регионов, но самый скандальный случай, пожалуй, произошел в Тверской области, где прокуратура и суд, по сути, заставляют ООО «Газпром Межрегионгаз Тверь» поставлять газ ООО «Тверская генерация» (учреждено ОАО «ТГК-2») на непонятных условиях: ведь между сторонами даже не был заключен договор.
«Новая газета» подробно рассказывала предысторию в № 80 от 23 июля 2014 года. Проблемы между тверскими газовиками и ТГК-2 начались в 2010 году, когда компания, контролируемая группой «Синтез», передала свои генерирующие мощности в Тверской области собственной «дочке» — ООО «Тверские коммунальные системы» (ТКС). Молодая компания тут же начала накапливать долги и уверенно шла к банкротству, которое и произошло в 2011 году, но, как ни парадоксально, ТКС продолжала обеспечивать жителей Тверской области энергией и теплом вплоть до 1 июля 2014 года. В этот день, а точнее, в эту полночь ООО «Тверская генерация», ставшая новой «дочкой» ТГК-2, которой был передан имущественный комплекс, ранее использовавшийся ТКС, начала отбор газа из трубы. Поначалу казалось, что у нее не было на то юридических оснований, ведь ООО «Газпром Межрегионгаз Тверь» отказалось заключать с новой структурой договор — и по вполне серьезным основаниям. У «Тверской генерации» на тот момент не было лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов, наличия которой требует Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Но оказалось, что в России принцип свободы договора и даже безопасность населения защищены хуже, чем интересы отдельных игроков. «Тверской генерации» достаточно было за сутки до «часа икс», то есть 30 июня, подать заявление в прокуратуру, чтобы в тот же день прокурор Центрального района города Твери обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц и заявлением о принятии обеспечительных мер. Обычно наша судебная система не слишком поворотлива, но тут Центральный районный суд Твери проявил поразительную оперативность, защитив интересы неопределенного круга лиц, хотя, по сути, его нетрудно сузить до ТГК-2 и ее новой «дочки». Ведь обеспечительные меры, наложенные судом, заключались фактически в возможности для «Тверской генерации» безнаказанно отбирать газ из трубы.
На первый взгляд население действительно в этом заинтересовано, чтобы получать тепло, свет и горячую воду. Но в реальности каждому из нас все равно, какой именно вид топлива применяется при их производстве. Вода, нагретая при сгорании газа, не лучше и не хуже воды, которая стала теплой в результате горения, например, мазута. Как говорил Дмитрий Менделеев, топить можно и ассигнациями. И решениями суда, кстати, тоже.
Ведь что получилось. Суд выбрал только одного из нескольких возможных поставщиков топлива для тверских ТЭЦ и только его обязал снабжать «Тверскую генерацию» (заметим: о необходимости платить за поставленный газ в решении суда как-то умалчивается). Хотя ТЭЦ, переданные в аренду «Тверской генерации», строились с расчетом на потребление торфа и мазута. Показательно, что в структуру группы «Синтез» помимо ТГК-2 входят, например, ЗАО «Синтез Петролеум», торгующее, в частности, мазутом и даже поставлявшее его на тверские ТЭЦ, еще когда их оператором было приснопамятное ТКС. Если следовать логике Центрального районного суда Твери, то можно было бы, например, и «Кузбассразрезуголь» обязать поставлять свою продукцию на тверские ТЭЦ — без договора, зато якобы в интересах граждан.
Неудивительно, что газовикам легко удалось добиться отмены служебного решения в апелляционной инстанции, однако 1 сентября, снова по ходатайству прокуратуры, Центральный районный суд повторно принял обеспечительные меры, а 23 сентября вынес уже отдельное решение, обязывающее газовиков поставлять «голубое топливо» на объекты «Тверской генерации».
К апелляционной инстанции газовики готовились тщательно, представив на рассмотрение суда новые документы, в частности, решение Арбитражного суда Тверской области о признании незаконными предостережения антимонопольного ведомства, обязывавшего газовиков направить договор в адрес ООО «Тверская генерация», а также приказа антимонопольной службы о снижении доли реализации газа ООО «Газпром Межрегионгаз Тверь» на рынке Тверской области. Да, с недавних пор «Газпром Межрегионгаз Тверь», с нынешней долей на рынке менее 50%, перестал считаться в регионе монополистом, потому что в область пришли еще два крупных игрока, «Роснефть» и «Новатэк».
Но Тверской областной суд отказался приобщить эти документы, что вызывает у газпромовцев некоторое беспокойство. Впрочем, решение, которое примут в Твери уже завтра, имеет значение для всех нас. Пока в коммунальной отрасли царит настоящий бардак, который к тому же легитимируется судебными решениями, организации, отвечающие за теплоснабжение жителей, будут систематически банкротиться, а юридические лица — переходить из рук в руки. Мы раз за разом будем получать платежки со все большими цифрами в них без какой-либо надежды на повышение качества услуг.
Похоже, что порядок не удастся навести без участия правоохранительных органов. Напомним, что следственное управление УМВД РФ по Тверской области возбудило уголовное дело по факту преднамеренного банкротства ТКС. Похоже, история вокруг «Тверской генерации» открывает перед правоохранителями новые возможности.
P.S. 12 января стало известно о том, что ОАО «ТГК-2» заключило договор продажи 100%-й доли в уставном капитале ООО «Тверская генерация» (оператор всех городских ТЭЦ, трех котельных и магистральных тепловых сетей). О новом собственнике опять ничего неизвестно.