Газпромбанк положил глаз на газ

Источник
От Ostchem Дмитрия Фирташа потребовали вернуть кредит.
Россия может получить еще один рычаг газового давления на Киев: Газпромбанк потребовал от Ostchem Дмитрия Фирташа погасить остаток кредита на $842,5 млн на покупку российского газа и грозит забрать залог — около 6 млрд кубометров газа в украинских подземных хранилищах. Если залог достанется Газпромбанку, он станет крупнейшим владельцем запасов газа в ПХГ Украины, а эти объемы крайне необходимы Киеву для прохождения зимы.

Газпромбанк официально объявил, что Ostchem Дмитрия Фирташа не в состоянии погасить кредит банка на $842,5 млн и потребовал срочного возврата средств. Если Ostchem не погасит кредит и проценты до 30 декабря, банк собирается предъявить требования о погашении кредита к поручителям — всем четырем крупным химическим предприятиям Ostchem, а также взыскать залог — 5,7 млрд кубометров газа в ПХГ Украины.


Украине протягивают твердую дружескую руку
Евросоюз активизирует контакты с новым правительством Украины, сформированным по итогам парламентских выборов. Вчера в Брюсселе прошла встреча "Группы друзей Украины в ЕС" с главой украинского МИДа Павлом Климкиным, а сегодня в Киев прибывают министры иностранных дел Вышеградской четверки и глава дипломатии ЕС Федерика Могерини. По мнению опрошенных "Ъ" экспертов, резко возросшая активность ЕС на украинском направлении обусловлена угрозой эскалации конфликта в Донбассе и ситуацией в украинской экономике, чреватыми для Брюсселя серьезными рисками.
Газпромбанк предоставил $1,35 млрд Ostchem осенью 2013 года, чтобы на эти деньги был куплен газ для закачки в ПХГ. Этот газ зимой служил "страховкой" для "Газпрома" при транзите через Украину. В Ostchem входят химические концерн "Стирол" (Донецкая область), "Азот" (Черкассы), северодонецкое объединение "Азот" (Луганская область), "Ривнеазот", эстонский "Нитроферт" и "Таджиказот". После начала военных действий в мае Дмитрий Фирташ остановил работу луганского "Азота" и концерна "Стирол", и у Ostchem остались большие объемы газа. Но компания не может ими воспользоваться: 29 сентября Кабмин Украины запретил частным компаниям поднимать газ из ПХГ, чтобы сохранить необходимое давление. Таким образом, Ostchem не может продать свой газ и не может погасить кредит.

Владимир Путин описывал эту ситуацию в октябре, заметив, что невозможность поставки газа на украинские химпредприятия — "это внутренняя проблема Украины". В ноябре президент в интервью немецкому телеканалу ARD заявил, что Газпромбанк имеет право потребовать кредит Ostchem к погашению: "Но если мы это сделаем, то завалится вся финансовая система Украины. А если мы это не сделаем, то может завалиться наш банк. Что нам делать?" Сейчас Газпромбанк наряду с ВТБ претендует на средства Фонда национального благосостояния.

В Газпромбанке и Ostchem отказались от комментариев. Ключевой будет позиция украинского правительства, которое заморозило газ Ostchem. В ПХГ Украины сейчас 12,5 млрд кубометров, то есть без учета газа Ostchem Киев располагает всего 2-2,5 млрд кубометров (не менее 4,5 млрд кубометров — буферный газ, который нельзя поднять). Если Газпромбанк получит возможность решать судьбу газа Ostchem, то станет владельцем самых крупных запасов сырья на Украине, и от позиции банка будут серьезно зависеть перспективы прохождения отопительного сезона. Сейчас "Нафтогаз Украины" пытается минимизировать закупки газа в РФ: до конца года компания оплатила "Газпрому" только 1 млрд кубометров, а в Киеве настаивают на жесткой экономии энергоресурсов.

Правовые возможности Киева зависят от того, есть ли у ГПБ и Ostchem соглашение о внесудебном взыскании задолженности, а также от того, отдаст ли Ostchem залог добровольно. Если такого соглашения нет, то залог будет взыскиваться через суд (необязательно украинский). Но процедура обращения взыскания на залог, находящийся на Украине, если должник не исполнит решение суда добровольно, будет идти через местные суды: для приведения в исполнение решения третейского или российского суда его надо признать в хозяйственном суде Украины.

В истории газовых взаимоотношений России и Украины уже был похожий случай, когда "Нафтогаз" использовал для своих нужд газ швейцарской Rosukrenergo, совладельцем которой был господин Фирташ. После решения Стокгольмского арбитража "Нафтогаз" вынужден был вернуть газ, выкупив соответствующие объемы у "Газпрома". По мнению замглавы ФНЭБ Алексея Гривача, Украина вынуждена будет зимой использовать газ Ostchem, и в этой ситуации Дмитрию Фирташу, который в любом случае почти наверняка останется без газа, выгоднее отказаться от залога, погасив долг, который бизнесмен вряд ли сможет вернуть деньгами.
Персоны Компании
«Замучаетесь пыль глотать»
Почему российские бизнесмены не торопятся выводить активы из офшоров.
Пан или пропал
На горизонте Эльвиры Набиуллиной замаячил печатный станок.
Сбербанк оценил контроль над «Мостовиком» в 1 руб.
Сбербанк может получить контроль над НПО «Мостовик», находящимся в процессе банкротства. Кировский районный суд Омска в среду постановил взыскать в пользу банка доли, принадлежащие бывшим генеральному директору «Мостовика» Олегу Шишову и главному инженеру Вячеславу Двораковскому.
Руслан Байсаров до сих пор не выкупил «Стройгазконсалтинг»
Как стало известно РБК, сделка по продаже контрольного пакета одного из старейших подрядчиков «Газпрома», «Стройгазконсалтинга», Руслану Байсарову до сих пор не закрыта. При этом компания, возможно, выставлена на продажу.
Трактор на полосе препятствий
Офшорные владельцы машиностроительного холдинга хотят решить свои проблемы за счет государства и частных банков.
"Башнефть": туда и обратно
Как компания ушла от государства и вернулась к нему.
Обзор 24-30 ноября: когда бьют по большим мишеням
Фигуры второго плана, звезды региональной коррупции, сенаторы с подмоченной репутацией мелькают в федеральной прессе, чтобы уйти в забвение и уступить место такой же мошкаре. Но в компании мотыльков все чаше появляются настоящие тяжеловесы, которых очень вовремя и очень невыгодно засвечивают.
Почтальон из бизнеса: как Дмитрий Страшнов реформирует «Почту России»
Чиновники не раз безуспешно пытались реформировать «Почту России». Что удалось сделать ее нынешнему гендиректору Дмитрию Страшнову — выходцу из бизнеса?
У СУ-155 долг выше крыши
Правительство Московской области грозит девелоперу банкротством.
Зарплатное пике: почему топ-менеджеры больше не получат многомиллионных бонусов
С начала 2014 года рубль потерял почти 30%, на столько же в долларах сократились компенсации в российских компаниях. Что еще показал третий рейтинг самых дорогих топ-менеджеров страны?
Стоимость «Уралкалия» рухнула на треть из-за аварии на руднике
«Уралкалий» пока не может оценить масштабы аварии и возможного ущерба на руднике «Соликамск-2», на это компании потребуется еще несколько дней.
"Затравленному" банкиру припомнили рисковые операции
По делу о хищении 1,88 млрд рублей из бюджета, в котором обвинен банкир Александр Гительсон, выступил бывший председатель правления ВЕФКа.
Чем занимаются сыновья бизнесменов из окружения Путина
И как санкции в отношении отцов помогут их детям.
Следователи задержали гендиректора компании «Мостовик»
Олег Шишов, основной владелец крупного российского инфраструктурного строителя – омского НПО «Мостовик», рискует потерять не только компанию, но и свободу..
Кто и как принимает решения в «Газпроме»: расследование Forbes
Административная и кадровая политика «Газпрома» — тема, которая находится фактически под запретом. Что стояло за самыми громкими отставками последних лет в руководстве госкомпании?
Обзор 3-7 ноября: снимем стринги за Донбасс
Стриптизерши в Питере обчищали клиентов не одной наживы ради, министры в Москве сдували друг у друга диссертации, Тимченко мог отмывать деньги в США, а в Астрахани сажают на 10 лет за 10 миллионов.
Заемщика ВТБ приговорили в Лондоне
За неуважение к Высокому суду основателю САХО грозит 16 месяцев тюрьмы.
Хакеры опубликовали переписку о «катастрофической» ситуации в банках
Анонимные авторы блога Shaltay Boltay опубликовали очередную переписку – на этот раз одной из сторон якобы является руководитель секретариата первого вице-премьера Игоря Шувалова. В материалах описана ситуация в российской банковской системе, в том числе в отдельных кредитных организациях, с оценкой «катастрофическая»