"Газпром" и группа "ВИС" будут заниматься строительством дороги-дублера МКАД. Контракт не ограничивает их в сроках, а все риски принимает на себя бюджет Подмосковья. Стоимость определит Главгосэкспертиза, но инвесторы смогут повысить ее на 50%. Согласно ранее опубликованному базовому варианту, стоимость дороги составит не менее 27.4 млрд рублей, 25% из которых должно вложить государство. За каждый дополнительно заплаченный рубль правительство Московской области будет возмещать концессионерам 2.1 рубля. При этом идея строительства принадлежит вовсе не Москве, а самой группе "ВИС" – они придумали для себя, похоже, грандиозный способ заработать. Вот только нужна ли эта дорога москвичам? Никто не спрашивал.
Предположительно, вложения "Четвертой концессионной компании", созданной специально для проекта, составят порядка 20 млрд рублей. При этом уже к 2032 году инвесторы рассчитывают получить не менее 67 млрд рублей. Сроки строительства не утверждаются: выходит, подрядчики смогут затягивать их столько, сколько посчитают нужным. С одной стороны, им, конечно, выгоднее побыстрее ввести дорогу в эксплуатацию и начать получать с нее деньги. С другой, если эти планы по выручке не сбудутся, то государство гарантирует концессионерам 46 млрд рублей. То есть они "наживутся" на дороге в любом случае. А попутно еще могут и "попилить" деньги ради получения компенсации от властей.
"Четвертая концессионная компания" – это на 90% "ВИС" и на 10% "Газпром". Но с ними не все так просто. "Газпром" – это "Газпром", тут все понятно. Но с первого взгляда сложно догадаться, что "ВИС" – это, по сути, все тот же "Газпром". Точнее отдельные его личности, причем не самые благонадежные…
"Швед" Снегуров
До последнего времени генеральным директором ООО "Производственная фирма "ВИС" – головной структуры группы строительных компаний "ВИС" – был Игорь Адольфович Снегуров. Он же владеет 44% акций головной компании, еще 6.5% принадлежит Евгению Скрябину, остальные 49% - ООО "УК "ВИС". Ей, в свою очередь, на 49% владеет Снегуров, а на 51% - Дмитрий Рябов, экс-гендиректор "Ленэнерго" и менеджер Ротенберга. Таким образом, в ПФ "ВИС" у Снегурова блокирующий пакет.
Именно при Снегурове группа "ВИС" стала одной из крупнейших российских строительных компаний. За все время существования она заключила более 82 госконтрактов на сумму свыше 42 млрд рублей, прибыль за 2016 год достигала 3.5 млрд рублей. Компания вела застройку в Сочи перед Олимпиадой, строила капитальные объекты в ЯНАО и претендует на четвертый мост через Обь в Новосибирске. Именно "Газпром" выступает основным заказчиком "ВИСа", а по другим его проектам – гарантом при сделках и оформлении кредитов в банках. Но как этого удалось добиться?
Виной тому крайне теплые и едва ли не родственные отношения с госкорпорацией. Дело в том, что Игорь Снегуров – бывший бизнес-партнер Дмитрия Доева. Доев возглавляет сразу две структуры "Газпрома" – "Газпром Центрремонт" (ГЦР) и "Центрэнергогаз" (ЦЭГ). И, судя по всему, доверяет Снегурову.
Снегурову нравится роль "наемника" "Газпрома"
Наверное, именно поэтому Снегуров в 2013 году стал основным бенефициаром шведской компании Rise Capital. Она, в свою очередь, почти сразу после образования начала активно работать в интересах "Газпрома", что стало особенно заметно после введения западных санкций в 2014 году. Для расчетов она использует, как ни удивительно, "Газпромбанк". По факту, Снегуров – просто лицо, действующее в интересах стоящих за ним людей. И в случае со строительством дублера МКАД ситуация, похоже, аналогичная: все ради людей, которые ему доверяют. Ну и, скорее всего, скромного "отката".
Нынешний гендиректор группы "ВИС" Юрий Раушкин – тоже ставленник Доева. Он более 15 лет проработал в различных структурах "Газпрома" и "загнал" корпорации ОАО "Газавтоматика".
Раушкин вовремя прогнулся под "Газпром"
Когда он работал в "Газавтоматике" гендиректором, туда пришли с обыском из-за незаконного использования посредников в сделках с "Газпромом" и мошенничестве на 60 млн рублей. А Раушкин, не будь дураком, смог договориться: в итоге управляемая им компания вошла в состав ГЦР и стала "Газпром автоматика", а он остался на своем месте. Теперь Раушкин, что интересно, одновременно возглавляет АО "Газпром электрогаз", и руководит ПФ "ВИС". Руководит, конечно, в интересах "Газпрома" в лице Доева – и все как будто в порядке.
Зять Миллера
Доев – фигура весьма темная. Но о нем известно, например, что именно он был основным бенефициаром упомянутого выше "Севзапинвестпромбанка". Эту структуру в 2005 году уличили в отмывании денег в особо крупных размерах. Но уцелеть удалось и Доеву, и Снегурову, и Сергею Палкину. Последний, кстати, тоже успел поруководить "ВИСом" – перед Снегуровым. Похоже, что Доев сильно доверял коллегам по совету директоров банка, с которыми вместе попал в переделку.
В "Газпром" Доева привел никто иной, как Андрей Круглов – член правления с 2002 года и зять Алексея Миллера. В 2004 году он возглавил совет директоров "Центрэнергогаз", а Доева поставил на должность генерального директора. Примерно в это же время на пороге корпорации появляется "ВИС", который контролируется Палкиным, и просит "отсыпать" ему проектов.
Доев "доит" и "Газпром", и "ВИС"
Что мы имеем в итоге? Цепочку, в которой звено Раушкин-Палкин-Снегуров ведет к господину Доеву, а тот, в свою очередь – к зятю главы "Газпрома" Андрею Круглову. Не удивительно, почему ВИС получает миллиардные контракты и бьет рекорды по успешности, только все это похоже на некую ОПГ или, как минимум, картель. Цель ее, разумеется, проста – деньги. В том числе и из бюджетов разных уровней. Ну а что? Олигархам, знаете ли, всегда мало.
О том, как "Газпром" распределяет госзаказы между своими "дочками" с целью "распила", уже давно ходят легенды. И похоже, что группа "ВИС" с начала нулевых и до текущего момента – просто очередная, неофициальная, но горячо любимая "дочка" корпорации, открывающая ее руководству двери в любые строительные проекты. Причем иногда – как в случае с дублером МКАД – двери открываются ногами.