Задержанные на территории Бельгии супруги-коллекционеры русского происхождения Топоровские 20 декабря по решению суда помещены под арест в тюрьму города Гент. Им были предъявлены обвинения в мошенничестве, отмывании денег и подлоге, .
Работали с красивым
В 2017 году супруги Топоровские стали участниками крупного скандала. В октябре в Музее изобразительных искусств Гента была открыта выставка картин русских авангардистов. Среди представленных полотен — произведения Кандинского, Малевича, Гончаровой и других известных художников. 26 картин были предоставлены музею фондом Dielegem Foundation четы Топоровских. Однако посетители выставки стали высказывать сомнения относительно подлинности картин.
Емельян Захаров, совладелец галереи «Триумф», рассказал «Ко», что «отличить подделку можно было невооруженным глазом. В крупнейшем европейском музее выставляются грубые, не талантливые подделки! Поразительно, как директор музея Катрин де Зегер могла на это пойти! Или она совсем не компетентна и ей не место в профессиональном сообществе, или это коррупция — другого объяснения быть не может».
Столь быструю и резкую реакцию публики и специалистов Константин Бабулин, генеральный директор ARTinvestment.ru, объясняет особенностью представленного периода: «Русский авангард является, пожалуй, самым значительным вкладом России в мировую историю искусства. Поэтому специалистам так обидно, когда его нагло фальсифицируют. Работы Малевича, Клюна, Гончаровой способны стоить миллионы и десятки миллионов долларов. Причем покупают этих русских художников не только русские коллекционеры, а разбирающиеся богатые люди со всего мира. Именно поэтому данное направление — лакомый кусок для производителей подделок и участников их легализации. Резкая реакция профессионального сообщества объясняется размахом и цинизмом произошедшего. Если бы на музейной выставке было 3–5 поддельных работ — такой реакции бы не было. Тут же чуть ли не к каждому экспонату были вопросы».
30 января 2018 года музей принял решение снять с экспозиции все картины, предоставленные фондом Топоровских. Адвокаты коллекционеров и директор музея Катрин де Зегер сделали все, чтобы картины не были отправлены на дополнительную экспертизу. Позиция де Зегер, которая защищала подлинность работ, вызвала вопросы у прокуратуры. Было установлено, что документы, свидетельствующие об условиях передачи картин музею фондом Dielegem, — фиктивные. Кроме того, директор входила в научный совет фонда, что свидетельствовало о конфликте интересов.
«Выставки в музеях — важная часть провенанса работы, — говорит Константин Бабулин. — Если картина была представлена в престижном музее, ее видела масса специалистов, вопросов не возникло — значит, все в порядке. Каждый такой проект повышает авторитет коллекционера и повышает стоимость его коллекции. Теоретически доверие и авторитет в музейной среде позволяют коллекционеру лучше и дороже продавать работы из своей коллекции. И не только из своей».
Тем временем новость об аресте Топоровских восприняли с воодушевлением. Адвокат из Бельгии Герт Ленсенс, представляющий большое количество художников и арт-дилеров, , что он удовлетворен тем, как разворачиваются события: «Все мои клиенты годами говорили, что работы, которые были выставлены в музее, были подделками. Это подрывает доверие к искусству».
Емельян Захаров отмечает роль российского профессионального сообщества в восстановлении справедливости: «Слава богу, что этот скандал был инспирирован россиянами, которые писали про это безобразие. Если этих людей осудят в европейском суде, даже если они просидят один месяц, это будет говорить о том, что они аферисты и все, что они делают, — афера. И я считаю, что должны быть, безусловно, расследованы действия директора музея».
Справка
Игорь Топоровский родился в 1966 году в Днепропетровске, Украинская ССР. В 1988 году окончил исторический факультет МГУ им. Ломоносова, в 1992 году там же получил степень кандидата наук. Состоял в партии «Яблоко», в 1995 году выдвигался в депутаты Государственной думы, выборы проиграл; в 1999 году исключен из «Яблока». По собственным утверждениям, работал дипломатом, начав карьеру еще при Михаиле Горбачеве; в 1990-х годах работал советником Бориса Ельцина по взаимоотношениям с Европейским союзом и НАТО, а в 2005-м являлся сотрудником Администрации Президента РФ (далее — АП). «Горбачев-фонд» и АП слова Топоровского опровергают. С 2006 года постоянно проживает в Королевстве Бельгия. Владелец крупной коллекции произведений русского авангардного искусства: по разным оценкам, в нее входит от 300 до 500 экземпляров. Был замешан в скандалах, связанных с изобразительным искусством: в материалах дела антикваров Преображенских, торговавших поддельными картинами, за 2004 год присутствует расписка о получении Топоровским 3 млн $ за передачу Преображенским двух полотен Малевича и Кандинского. В 2009 году в Туре, Франция, была арестована выставка работ художницы Александры Экстер по обвинению в несоответствии ряда экспонатов; картины были предоставлены Топоровским.
«Высокое искусство» мошенничества
Нувориши и обогатившиеся неправедным путем чаще других становятся жертвами любви к искусству. Например, экс-министр финансов Московской области Алексей Кузнецов, приговоренный 16 декабря 2019 года к четырнадцати годам колонии общего режима и взысканию14,6 млрд руб. В 2000-м Кузнецов стал министром, а спустя восемь лет в бюджете области образовалась брешь в размере 92 млрд руб. При этом сам Кузнецов жил не бедно. Часть денег, вероятно, была потрачена на формирование коллекции, которая сейчас тоже под арестом. Картины (всего 117 полотен) для проведения экспертизы передали в подмосковный «Новый Иерусалим». Из проанализированных специалистами 54 предметов 15 оказались фальшивками.
История российского миллиардера Дмитрия Рыболовлева буквально потрясла мир. В 2015 году Рыболовлев обвинил своего арт-дилера Ива Бувье в завышении цен на картины. Пострадавший оценивает размер переплаты в 1 млрд $. Всего же за десять лет Рыболовлев купил у Бувье 38 произведений искусства за 2 млрд $. При этом пособником Бувье, по мнению Рыболовлева, был аукционный дом Sotheby’s. В 2018 году бывший владелец «Уралкалия» предъявил Sotheby’s иск на 380 млн $. Получит ли Дмитрий Рыболовлев удовлетворение, пока не ясно, суды в нескольких странах тянутся до сих пор. Последнее и не радостное для миллиардера сообщение по тяжбе пришло из Монако. В декабре 2019 года после судебного разбирательства длиною в пять лет апелляционный суд отменил всю процедуру, посчитав, что процесс был крайне предвзятым в пользу российского олигарха. Тем временем картины из коллекции Рыболовлева продаются с большим дисконтом. Лишь «Спаситель мира» Леонардо да Винчи стал утешением. Купленный за 127,5 млн $, в ноябре 2017 года он был продан на аукционе Christie’s за 450 млн $.