Еще за месяц до смены названия фирмы на «СалютДевайсы» (июль 2022 года) компания «Смарт Солюшнс» скупила домены salutdevices.ru, salute-devices.ru и несколько им подобных. Генеральным директором и владельцем «Смарт Солюшнс» является сотрудница Сбера Мария Саулко. По словам экспертов, от такого способа уйти от западных санкций веет корпоративной коррупцией. Есть вероятность того, что инсайдеры структур финансового конгломерата решили подзаработать путем последующей покупки у самих себя интернет-доменов. В связи с этой подозрительной приватизацией актива любопытно, что Саулко осторожно выступает против специальной военной операции (СВО) на Украине, а руководитель Сбера Герман Греф еще осторожнее молчит о своем отношении к спецоперации. Минувшей осенью стало известно, что у семьи Грефа открыты трасты на десятки миллионов долларов в Сингапуре.
Инсайдеры знали, какой дорогой SberDevices побежит от санкций
SberDevices выпускал умные лампы и розетки Sber, ТВ-приставки и другие гаджеты с голосовым помощником «Салют», но весной компания утратила работоспособность из-за сильной зависимости от иностранных IT-решений и введенных против Сбербанка западных санкций. В итоге продукцию сняли с продажи. Также в мае отделились «непрофильные активы» – сервисы «СберЗвук», Okko и SberCloud.
Сейчас линейка продуктов разработчика сервисов и умных устройств проходит частичный ребрендинг. Например, появился виртуальный ассистент «Салют» и умные телевизоры «Салют ТВ» – они существуют наряду с игровыми приставками SberPlay и SberBox, а также приложением для дома SberPortal. В ЕГРЮЛ название юрлица сменилось на «СалютДевайсы» в середине июля.
В мае 2022 года открылась еще одна структура для бренда «Салют», зарегистрированная на имя непубличного менеджера среднего звена Сбера Марию Саулко. В июне, как следует из базы данных «СПАРК», фирма запаслась рядом интернет-доменов.
Мария Саулко на своей странице в социальной сети указала, что работает в учреждении Германа Грефа, при этом профиль бизнесвумен закрыт, фотографий нет. В ее профиле в LinkedIn в качестве места работы был указан Сбербанк, в качестве должности – Ops Lead, то есть руководитель группы (подобные сокращения распространены в IT-сфере). Во время подготовки материала «Октагона» Саулко постаралась почистить свои интернет-профили, но у редакции сохранились скриншоты.
Среди видов деятельности ООО «Смарт Солюшнс» есть аналогичные SberDevices: производство и торговля компьютерами, периферийным и коммуникационным оборудованием, бытовой электроникой, а также консультации в области IT-технологий. Издание связалось с Марией Саулко. Услышав вопрос корреспондента, правда ли, что SberDevices переходит под управление ее компании, собеседница бросила трубку.
Ранее Мария Саулко (она тезка украинской актрисы) вела небольшой телеграм-канал, где можно было узнать о том, что девушка, вероятно, настроена против СВО на Украине.
Узнать об отношении к спецоперации главы Сбербанка еще сложнее, в его интервью от 2015 года журналистам Forbes есть фраза: «Я не понимаю, кому выгодна война на Украине». В настоящий момент это видеоинтервью удалено из публичного доступа. Хотя в марте этого года против Грефа введены американские и британские санкции, активизация в этом направлении ему не нужна: в 2021 году из доклада под названием «Архив Пандоры» стало известно, что в Сингапуре, Панаме и на Самоа у его семьи были открыты трасты на сумму около 50 млн долларов.
По словам управляющего партнера юридической фирмы «Селютин и партнеры» Александра Селютина, сегодня множество отечественных предприятий проводят ребрендинг либо продают активы партнерам, не включенным в санкционные списки. Это связано с желанием продолжать работу с европейскими корпорациями, в том числе по существующим контрактам. Тем не менее собеседник отметил, что перевод операций SberDevices на юрлицо, созданное Саулко, то есть «продажа актива сотрудникам», создает пространство для злоупотреблений.
«Конечно, в случае, когда целая компания переходит сотруднику этой же организации под новым названием, речь может идти о корпоративной коррупции. Если речь пойдет действительно о продаже доменов внутри предприятия, тогда можно явно проследить связь “откатов” внутри определенного круга работников».
Александр Селютин | управляющий партнер юридической фирмы «Селютин и партнеры»
Сам переход SberDevices под бренд «Салют» он называет выгодным:
– Существует ошибочное мнение, что санкционные последствия наступают только при сотрудничестве с американскими и европейскими компаниями. Это не так. Риски присутствуют и при работе с турецкими, иранскими, китайскими и другими партнерами. В третьих странах не захотят портить отношения с европейскими фирмами, если обнаружат, что конечный потребитель их продукции – санкционное лицо. Таким образом, чтобы у SberDevices была возможность в дальнейшем закупать оборудование, комплектующие, детали у иностранных контрагентов, необходима полная передача бизнеса другому конечному бенефициару. Особенно необходимо было изменить наименование. Само упоминание Sber или Сбера в контракте может отпугнуть партнеров: сейчас никто не хочет попасть под вторичные санкции, – объяснил эксперт.
Бизнесмены стараются переписывать активы на родственников
Переписывание подсанкционных компаний на рядовых сотрудников в России происходит довольно редко. Обычно местные бизнесмены стараются передавать активы женам. В частности, так поступил Андрей Мельниченко, который перестал быть бенефициаром СУЭК и «ЕвроХима» 8 марта – за день до того, как Евросоюз ввел против него финансовые ограничения. Новым владельцем компаний стала его супруга – сербская модель и певица Александра Мельниченко (Сандра Николич). Однако схема провалилась: в начале июня ЕС ввел санкции и в отношении жены миллиардера.
В Сбере «Октагону» не смогли прокомментировать ситуацию.