ФСБ запретит перевозку рыбы на иностранных судах

Источник
Российских судов у рыбаков мало, а значит отрасли предстоят инвестиции в размере до 12 миллиардов рублей в год, чтобы угодить требованиям ФСБ. Заплатят за все конечные потребители, для которых цены на рыбу вырастут, минимум, на 20%.
Пограничная служба ФСБ предупредила рыбодобывающие компании о недопустимости использования судов, принадлежащих иностранцам, для перевозки продукции. Только в Северном бассейне на такой транспорт приходится около 70% всего флота. Запрет грозит отрасли дополнительными расходами на логистику в 12 млрд руб. в год, что может отразиться и на стоимости конечной продукции, опасаются участники рынка.

О том, что пограничная служба ФСБ России начала уведомлять рыбодобытчиков о недопустимости использования транспортных судов, принадлежащих иностранным лицам, рассказали “Ъ” во Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ). Ранее таких требований не предъявлялось, если у судна было право плавания под флагом РФ и оно эксплуатировалось российскими лицами по договорам бербоут-чартера (фрахтование судна без экипажа). ВАРПЭ узнала об изменении позиции ФСБ от нескольких предприятий Северного бассейна. На прошлой неделе президента ВАРПЭ Германа Зверева о проблеме в своем письме уведомил и председатель одной из крупнейших добывающих компаний Камчатки РК им В. И. Ленина (объем вылова — 80 тыс. т продукции в год) Сергей Тарусов.

Рыболовецкие компании часто имеют в собственности ограниченный флот и заключают договоры доставки уловов из районов промысла, объясняет Герман Зверев. Из-за ограниченных условий и сроков хранения продукции компании часто оказываются в зависимости от наличия в нужном месте и нужное время транспортного судна, уточнил господин Тарусов. При этом, отмечает он, на рынке морских транспортных перевозок есть явная нехватка предложения. По подсчетам ВАРПЭ, только в Северном бассейне иностранцам принадлежит около 70% флота общей емкостью 22,5 тыс. т.

Исключение иностранных судов из цепочки перевозок и перегрузки продукции приведет к колоссальным убыткам рыбодобытчиков, включая потери от остановки промысла и от возможной порчи продукции, предупреждает Сергей Тарусов.

По подсчетам Германа Зверева, компании, которая вылавливает на Севере 100 тыс. т трески, пикши и мойвы в год, из-за запрета придется дополнительно тратить на логистику $2 млн. Кроме того, продолжает он, срочная перестройка логистических маршрутов из-за невозможности работать с судами, принадлежащими иностранцам, во время пика путины может стоить компании до $1 млн. В целом дополнительные расходы отрасли могут достичь 12 млрд руб. в год, подсчитал господин Зверев. По словам Сергея Тарусова, рост стоимости перевозочных услуг может отразиться и на конечной цене продукции. Восполнить рынок российским морским транспортом сегодня невозможно: новый флот не строится, а старые суда списываются, следует из его письма.
Герман Зверев полагает, что закон «О рыболовстве» не содержит однозначного запрета на использование морских судов, принадлежащих иностранным собственникам, для транспортировки водных биоресурсов (ВБР).

В ВАРПЭ указывают, что п. 10 ч. 1 ст. 1 закона определяет рыболовство как деятельность по поиску и добыче водных биоресурсов (ВБР), по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих ВБР. Из буквального толкования этого положения следует, что транспортировка ВБР относится к рыболовству, только если осуществляется в процессе вылова, считают в ВАРПЭ.

По мнению ассоциации, если бы законодатель хотел, чтобы транспортировка ВБР как отдельный вид деятельности также относилась к рыболовству, то при перечислении операций использовал бы не запятые, а союзы «и» и «или». Но управляющий партнер УК «Право и бизнес» Александр Пахомов называет позицию ВАРПЭ натянутой, а довод — слабым. Идти в суд с такой аргументацией не имело бы смысла, указывает юрист.

В ФСБ не ответили на запрос “Ъ”. В Росрыболовстве сообщили, что вопрос обсуждался на заседании межведомственной рабочей группы с Пограничной службой ФСБ России под руководством замруководителя службы Михаила Иваника. Участники договорились «проработать вопрос».
Персоны Компании
Крабы расстроили Глеба Франка
В Русской рыбопромышленной компании (РРПК) сменится гендиректор Андрей Тетеркин. Причина кадровой перестановки: недовольство основного собственника РРПК темпами вылова краба.
«Хозяин Курил»: кому принадлежит дальневосточная рыба
Экс-сенатор Александр Верховский купил Преображенскую базу тралового флота (ПБТФ) у семьи губернатора Сахалинской области Олега Кожемяко. В результате сделки Верховский стал вторым рыбопромышленником России по объему квот и продаж, а родственники Кожемяко могли сохранить не менее прибыльный чем ПБТФ рыбный бизнес.
ЛУКОЙЛ потравил рыбу в реке Щучья на Ямале
Компания Вагита Алекперова могла стать причиной массового замора рыбы в нерестовой реке. Местные жители и ученые связывают его с работами на Пякяхинском месторождении ЛУКОЙЛа. Чиновники ЯНАО боятся расследовать происшествие. 
Почему Россия бьет рекорды по устрицам
За три года продовольственного эмбарго в России резко возросло производство морских деликатесов: мидий — более чем в 12 раз, устриц — в 265. Больше всего нарастил производство Крым.
ЦКБ имени Алексеева будет двигаться вперед на подводных крыльях
Генконструктор ЦКБ по СПК Георгий Анцев о подводных крыльях и иностранных партнерах.
Зять Тимченко нашел партнера для строительства рыбного завода на Севере
Им стал производитель морепродуктов под брендом «Бухта изобилия».
Белорусский оборотень из США получил срок за "назначение" чиновников Росрыболовства
Гражданин США Джордж Хагер, в миру — белорус Георгий Коробочкин, получил три года лишения свободы за торговлю должностями в Росрыболовстве. Его подельник по банде "решальщиков", экс-советник главы Росрыболовства Юрий Хохлов, находится в бегах.
Ризван Курбанов и икорная мафия
Мы предполагаем, что на браконьерских откатах Ризван Курбанов и мог сколотить себе состояние, которым пользуется по сей день и которому не могут найти объяснение общественники-антикоррупционеры...
Государство может заработать 80 миллиардов рублей на крабах
Для этого надо половину квот на их вылов продавать на аукционах, подсчитало Росрыболовство.
Крабовый передел
Для близкой к Росрыболовству компании на безрыбье и краб – рыба.
Гособоронзаказ не помог судостроительным заводам России
По окончании прошлого года крупные судостроительные заводы северо-западного региона РФ, работающие с гособоронзаказом, показали отрицательную динамику.
Глеб Франк словил "леща"
Главный рыбак страны неожиданно лишился своих преференций.
Глеб Франк получил контроль над крупнейшим добытчиком минтая
Он выкупит долю своего партнера Максима Воробьева.
Зять Геннадия Тимченко Глеб Франк выбил Максима Воробьева из рыбного бизнеса
Он выкупил долю брата губернатора Московской области Андрея Воробьева в ООО «Русская рыбопромышленная компания» (РРПК).
Соратники Романа Абрамовича инвестировали в добычу минтая и сельди на Сахалине
Это самые популярные и доходные виды промысла на Дальнем Востоке.
Камчатские сенаторы Пономарев и Невзоров не поделили рыбу
Они крепко поспорили за участок вылова лососевых.
Коррупционные схемы: подследственный Билал Омаров
Следственный комитет дал ход материалам оперативно-следственных мероприятий, собранным еще в 2014-2015 годах.
Сахалин: остров тотального невезения
При новом губернаторе Олеге Кожемяко богатейший регион России по-прежнему живет в нищете.