Для дольщиков ЖК «Победа» у Следственного управления СК по Саратовской области есть две новости – хорошая и не очень.
Первая заключается в том, что в отношении должностных лиц Фонда развития территорий заведено уголовное дело по пункту "в" части 3 статьи 286 УК РФ - превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий (от 3 до 10 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет).
Вторая – то, что дело, похоже, забрали у региона и отправили в Москву. Дольщики волнуются, что там его и похоронят, потому как неясно – куда именно забрали дело. Если в сам СК, непосредственно к Александру Бастрыкину – надежда на справедливость есть. А если в какой-нибудь рядовой ОВД, дружественный Фонду, то, возможно, пиши пропало.
Вы в деле. В уголовном
Такой информацией поделились с «БВ» сами дольщики, обращавшиеся в СК РФ в феврале этого года. Граждане выражают опасения, что в столице дело заволокитят и закроют. Поскольку никаких подвижек по нему до сих пор нет. В деле нет потерпевших, не ясно, опрашивали вообще кого-нибудь. Хотя лежащих на поверхности фактов вполне достаточно для успешного следствия.
Все, что удалось получить одной из дольщиц на данный момент – это ответ от регионального управления от 7 мая. Где поясняется, что дело заведено по факту злоупотребления. Фигуранты его не определены. Доводам дольщиков обещают дать оценку и в установленном законом порядке их обо всем уведомить.
Вот только дело начато еще зимой, а на календаре уже лето. Так что опасения граждан по поводу передачи дела в Москву не беспочвенны. Правда, глава СК РФ Александр Бастрыкин не раз уже упрекал саратовских следователей за слишком медленную работу, возможно, Москва рассчитывает разобраться с делом быстрее. Но почему же вокруг него до сих пор тишина?
Дома ЖК «Победа» уже третий год стоят незавершенными, а Фонд развития территорий все затягивает суды, стремясь заполучить объекты как можно дешевле. За это время их уже 10 раз можно было бы достроить, продать помещения, вернуть потраченные на компенсации деньги в государственную казну, да еще остаться в миллиардном плюсе. Но Фонд развития территорий легких путей не ищет.
Напомним, организация создавалась в первую очередь для помощи обманутым дольщикам. Прописывались четкие критерии, по каким недостроям он может выплачивать компенсацию, а какие обязан достроить. Находящиеся в высокой степени готовности два дома «Победы» были очевидными кандидатами на достройку. Но прибыли от заселения дольщиков в их же квартиры немного. Зато если выплатить компенсации по минимуму, а продать свободные от прав третьих лиц площади задорого, навар явно больше.
Собственно, этим путем и идет Фонд, причем давно – аж с 2021 года. Все это время организация стремилась любым путем удешевить объекты. Началось со сокращение РТУСов (реестров требований участников строительства). В результате часть дольщиков вообще не получила компенсаций, есть и те, кто от них с самого начала отказался, потому что выплаты с рыночной ценой коррелировались мало. Сейчас такие дольщики входят в число кредиторов компаний-застройщиков – ООО «Ксиан», ЗАО «ПП ЖБК-3» и ООО «СК ЖБК-3», и имеют право требовать не только вернуть уплаченные когда-то деньги, но также получить неустойку и компенсацию морального вреда.
Но банкротство старательно затягивается Фондом, ничего не делающим с домами и другим не дающим. Собственно, это и побудило дольщиков, обратиться в Следственный комитет, напрямую к главе федерального ведомства Александру Бастрыкину.
Им бы этих дольщиков взять и обнулить!
Параллельно с сокращением РТУСов Фонд добивался и снижения стоимости недостроенных домов. В том числе путем прямого давления на конкурсных управляющих. Кулуарные беседы представителей федеральной организации, областного минстроя и управляющих с циничными намеками на возможность «обнуления дольщиков» стали достоянием гласности не вчера. Но СУ СКР по Саратовской области почему-то до сих пор не дал им правовой оценки. Хотя казалось бы, для уголовного дела этот материал имеет очень большое значение. До сих пор не опрошен ни экс-министр строительства Павел Мигачев, ни представители Фонда, участвовавшие в этих встречах.
Упирая на то, что оценка имущества трех застройщиков-должников сделана неверно, Фонд развития территорий до сих пор не продемонстрировал в суде своих собственных выкладок по стоимости. Причем на основе этих цифр должен был рассчитываться размер выплаченных компенсаций – а это средства федерального бюджета! И их неплохо бы вернуть, закончив, наконец, дома и продав квартиры.
Но организация продолжает тратиться на юристов и торговаться за каждый рубль. В результате страдают не только дольщики, но и государство. Между тем, по некоторым данным, цена, исходя из которой Фонд рассчитывал компенсации, даже выше той, что представили оценщики.
Все эти игры на понижение не укрылись от внимания общественности. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) нашел достаточно оснований, чтобы заподозрить Фонд в намеренных манипуляциях с данными оценки. РСПП направил обращения в Центробанк, Минстрой и Минэкономразвития РФ с просьбой принять меры. Одним только Саратовом и ЖК «Победа» «подвиги» Фонда развития территорий не исчерпываются, а от занижения цены страдает еще и банковский сектор.
Интерес у Фонда к снижению цены самый прямой. Чем дешевле оценят долгострой, который ему передается после выплаты компенсаций дольщикам, тем меньше придется выплачивать в конкурсную массу. А ведь застройщик-банкрот строил не на свои, а на заемные средства. Значит банку-кредитору особенно не на что рассчитывать.
Следствие покажет, кто кому не доплатил
Действия Фонда развития территорий сообразно с Уголовным кодексом оценивают не только в Саратовской области. Похожие дела есть и в других регионах, так что стратегия Фонда «обнулить и затянуть» - не какое-то лишь саратовское ноу-хау.
В мае 2023 года по материалам прокурорской проверки СУ СКР по Ульяновской области было возбуждено уголовное дело о халатности в отношении ООО «Технический заказчик Фонд развития территорий». По версии следствия, организация несет ответственность за до сих пор не завершенный дом, где ждут жилья 118 дольщиков. Ситуация в целом схожа с ЖК «Победа»: в Ульяновске подразделение Фонда развития территорий отчаянно тормозило с экспертизой проектно-сметной документации, не иначе, тоже рассчитывая сэкономить. Причем в данном случае Фонд настаивал на достройке дома, несмотря на дефекты кладки.
У Хабаровского края претензий к Фонду развития территорий тоже хватает. Власти региона еще в 2021-222 годах направляли в адрес организации документы по трем долгостроям, но до середины лета 2023 года Фонд их так и не рассмотрел, хотя все сроки уже вышли. По состоянию на прошлый год зависли в коридорах федеральной организации 11 долгостроев, из них 8 — в Хабаровском крае, остальные — в Приморье.
Минстрой Самарской области с начала этого года спорит с Фондом в арбитражном суде, требуя выплатить компенсации дольщикам ЖК «Новая Заря». К делу также подключили прокуратуру. Оказывается, согласившись на выплаты, Фонд развития территорий выкинул из списка часть дольщиков. Этот случай тоже осложнен уголовным делом, но в отношении чиновников минстроя, которым вменяется халатность.
Но, пожалуй, лишь в саратовском случае достоянием гласности стали записи переговоров сотрудников Фонда с областными чиновниками, прокуратурой и конкурсными управляющими. Полностью звук послушать можно здесь, ну а мы прикладываем расшифровку самых аппетитных кусков:
Совещание от 12.11.2021, обнуление дольщиков
Голос1: Александр Юрьевич, Вы слышите нас?
Голос2: Добрый день.
Голос1: Добрый день, Олег Николаевич, слышите? Дмитрий Владимирович, здесь, Александр Юрьевич тоже на громкой связи, и Олег Николаевич тоже нас слышит. Добрый день, давайте начнем...Значит, на протяжении 2-х недель с нами очень плотно занимается Фонд, соответственно, мы сейчас находимся на последнем, как бы, этапе, на следующей они планируют правление по, значит, «Победе». Сейчас мы также пригласили представителя прокуратуры, который сейчас присутствует. Как раз Виталий Валерьевич занимается именно с конкурсными управляющими, направление именно его. Поэтому, мы сейчас давайте обсудим, что мы делаем дальше. Буквально вот перед совещанием я звонил в Фонд, значит, у нас получается было два вопроса. Первый вопрос по РТУСам (реестр требований участников строительства - прим БВ) , там порядка двухсот тридцати, по-моему, дольщиков, у которых не было первичных документов. Мы за эту неделю обработали вместе со следствием, что касается Дмитрия Владимировича, то практически, всех практически обработаем, нашли документы в следственном, единственное у нас там не хватает, по какой организации?
Голос3: Как раз вот по СК ЖБК…
Голос1: По СК. Это не является препятствием для вынесения , они пока как бы обнулят этих дольщиков, но, соответственно, они могут также встать потом и получить компенсации, когда уже докажут свое право через суд. Эта практика уже проходила по другим объектам, ничего страшного нет.
Тот же день, снижение стоимости оценки
Голос2: можно поподробнее по новой оценке, как бы я не совсем в курсе видимо.
Голос4: И я не в курсе
Голос2: Я так понимаю, что Фонд хочет, чтобы мы обнулили публикации.
Голос1: Да
Голос2: об оценке, которые были и выложили.
Голос1: и выложили новую оценку, да. Голос2: И там, я так понимаю, цена будет в 2 раза меньше?
Голос1: Я не знаю во сколько раз, но цена…
Голос4: Где эта оценка? Вообще видеть бы ее.
Голос1: Ну как это нет оценки? Должны были прислать
Голос4: Я первый раз вообще слышу…
Голос3: Мне ее не присылали..
Голос4: Где эта оценка?
Голос1: Ну давайте оценку мы сегодня, мы пришлем вам. Сейчас мы ее раздобудем. Просто я не знал, что вы ее не видели.
Голос2: Я, во-первых, оценку еще новую не видел, а, во-вторых, ну я краем уха слышал про эту ситуацию, которая…, то, что хотят так сделать. Я вот все-таки хотел бы подстраховать себя неким письмом от оценщика, почему он вдруг решил соответственно взять и цену изменить.
Голос1: Там другой, там другой оценщик.
Голос2: А, значит тем более, другой оценщик.
Голос1: Другой оценщик там. Голос4: Возникнет вопрос, почему у нас…
Голос1: У кого возникнет?
Голос4: Я с ним даже договор не заключал.
Голос1: Ну и что?
Совещание от 16.11.2021, давление на конкурсных управляющих
Голос4: Павел Вячеславович, давайте начнем с того где отчет оценщика, который надо подписать?
Голос5: Вот.
Голос4: Это не отчет.
Голос5: Ксиан, ПП. У него 47.
Голос1: 125 миллионов.
Голос5: Дом номер 5. 125 общая.
Голос4: Давайте начнем со следующего: где этот отчет? Который нас (неразб).
Голос5: Сначала с вами согласовываем.
Голос1: Мы с вами согласовываем сумму. Я поэтому и пытаюсь понять, какая сумму вас устроит? Ты мне сумму не говоришь? Ты мне говоришь, что тебя не устраивает. Уже так третий раз.
Голос4: Я те… еще раз вам говорю. Меня устраивает сумма, которую Щербин написал, потому что это рыночная, она не привязана к РТУСАм…
Голос1: Пятьсот миллионов:
Голос4: Ну она не привязана к РТУСам… Голос1: Ты пойди продай это дом за 500 миллионов.
Голос4: Зачем мне его продавать?
Голос1: И выплати всем дольщикам.
Голос5: И первое… По первому дому опять же там земля не указана, третий земельный участок не взят. Поэтому он недействительный, если вот так брать первый дом. Не так? Так.
Голос4: Какая земля?
Голос5: Такая. Там 3 земельных участка. А показано 2 земельный участка. Поэтому ты его аннулируешь в связи с этим.
Голос4: Я ничего аннулировать не буду, Михаил Александрович.
Голос5: Ты посмотри сколько там земельных участков. Потом тебе оценили по ценам 21 года.
Голос1: Отчет аннулировать не будешь…
Голос4: Нет, как я могу его аннулировать? Он существует. Я не имею права его аннулировать. Его сделал оценщик. Ну как я его аннулирую?
Голос1: Я все понял.
Голос4: Не, ну а как я его аннулирую?
Голос1: Я все понял про тебя. Значит все я понял.
Голос4: Ну все тогда.
Голос1: Все которые запросы приходили, значит мы ответим. Потому что твоя позиция понятна.