В Санкт-Петербурге продолжается расследование уголовного дела о хищениях в «Морспасслужбе» – структуре, подчиненной федеральному Министерству транспорта
Обвинение в мошенничестве, совершенном в особо крупном размере, предъявлено бывшему руководителю «Морспасслужбы» Андрею Хаустову, ранее проходившему по делу в свидетельском статусе. Между тем, по версии следствия, как сам Хаустов, так и его подельники могут оказаться замешаны в реализации гораздо более масштабных коррупционных схем. Одним из бывших высокопоставленных чиновников, чья прошлая и настоящая деятельность способна заинтересовать силовиков, является Виктор Олерский, долгое время занимавший пост замглавы Минтранса и руководителя «Росморречфлота».
Именно благодаря Олерскому и Хаустову контракты стали получать сомнительные подрядчики, чья деятельность окончилась возбуждением уголовных дел.
Что касается бывшего замминистра, то сегодня он активно занимается бизнесом, имея коммерческие интересы в Финляндии, связи на Украине и офшорные компании, зарегистрированные на Кипре. При этом базу для своей будущей предпринимательской деятельности Олерский создавал, еще находясь на госслужбе.Морские спасатели «попилили» миллионыКак следует их публикаций в СМИ, обвинение в совершении мошенничества в особо крупном размере предъявлено экс-главе «Морспасслужбы» Андрею Хаустову, его первому заму Дмитрию Смирнову и заместителю гендиректора калининградского ООО «Экофрахт» Евгению Пономареву.
Согласно официальному сообщению Северо-Западного Следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ, руководством учреждения был заключен фиктивный договор аренды грузовых контейнеров. В ходе его исполнения в 2012-2015 гг.
«Морспасслужба» перечислила на счета компании «Экофрахт» порядка 30 млн рублей, которые в итоге осели в карманах криминальной троицы.
О проведении обысков в «Морспасслужбе» в рамках расследования уголовного дела о крупных хищениях, стало известно еще в ноябре 2018 года. Несмотря на то, что сам Хаустов изначально пребывал в процессуальном статусе свидетеля, именно у него следователями оказались изъяты коллекция дорогого антиквариата и денежные средства в сумме свыше 100 млн рублей. Основным же подозреваемым тогда считался Смирнов.
Обращает на себя внимание следующее обстоятельство: еще в 2018 году высказывалось мнение, что это была не единственная «серая» схема, к реализации которой могли иметь отношение мошенники. Оказывается, версия об их причастности к совершению других преступлений до сих пор не утратила своей актуальности:
«Следствием проводятся следственные и иные процессуальные действия, направленные на установление иных эпизодов преступной деятельности фигурантов уголовного дела и окончания предварительного следствия», –говорится в сообщении Следственного комитета.
Виктор Олерский и его сценарий своевременного уходаПолучившая скандальную известность «Морспасслужба» представляет собой профессиональное аварийно-спасательное ведомство, напрямую подчиняющееся Минтрансу. Более того, это учреждение подведомственно Федеральному агентству морского и речного транспорта («Росморречфлот»), которым руководил Виктор Олерский, занимавший в 2009-2018 гг. пост замминистра транспорта.
С именем Олерского связан целый ряд скандальных проектов. Например, он выступал организатором и куратором строительства морского терминала в калининградском порту Пионерский, закончившегося возбуждением уголовного дела по факту хищения 1,6 млрд рублей, а также задержанием руководства компании-подрядчика, каковой выступала самарская фирма «Больверк», в итоге оказавшаяся банкротом.
В июне 2018 года Олерский ушел с занимаемых должностей, а уже в ноябре в «Морспасслужбе» полным ходом проводились следственные действия. В следующем году вскрылись факты масштабной коррупции в «Больверке». Складывается впечатление, что бывший замминистра оперативно покинул свое кресло, словно предчувствуя появление серьезных неприятностей. Или будучи кем-то предупрежден?
Как бы то ни было, но после своего ухода с госслужбы экс-чиновник с головой ушел в бизнес: он стал соучредителем ряда коммерческих структур, в том числе туристической компании «Водоход Трэвел Сервисез», а также возглавил Совет директоров другого туроператора со схожим названием – ООО«Водоходъ», принадлежащего зарегистрированной на Кипре офшорной фирме «VOLGA-BALTIC CRUISE LINES LIMITED».
Лоббируя собственные интересы, Олерский развил бурную деятельность. Например, недавно он обратился к Владимиру Путину с просьбой о введении электронных виз для иностранцев с 1 июля 2020 года вместо 1 января 2021-го. По мнению бизнесмена, это должно привлечь в Россию иностранных туристов уже этим летом, а значит, прибыль гарантирована как ему самому, так и его деловым партнерам.Невидимые покровители морского бюро Геннадия ЕгороваОдним из таких бизнес-партнеров является генеральный директор компании «Инженерное морское бюро» Геннадий Егоров. К числу их последних совместных проектов относится четырехпалубный круизный лайнер «Мустай Карим», который планируется сдать к 10 июля.
Вот только сотрудничество Егорова и Олерского началось задолго до того, как последний занялся собственными коммерческими проектами. Из информации, размещенной в открытых источниках, известно, что принадлежавшее Егорову и ликвидированное на сегодняшний день ЗАО «Морское инженерное бюро-СПб» регулярно получало контракты «Росморречфлота»: их общая стоимость превысила 157 млн рублей.
Еще на 259,7 млн рублей «Росморречфлот» заключил контрактов с также ликвидированным на сегодняшний день ЗАО «Морское инженерное бюро-дизайн-СПб», собственником которого являлся все тот же Егоров.
У организаций, которые стали правопреемниками ликвидированных ЗАО сложились весьма теплые отношения с другой структурой, подведомственной Минтрансу – «Морспасслужбой», чье руководство сегодня обвиняется в многомилионных хищениях.
Так, общая стоимость госконтрактов, заключенных с ООО «МИБ-СПб» составила 196 тыс. рублей; с ООО «МИБ-дизайн-СПб» – 330 тыс. рублей. Конечно, указанные суммы не идут ни в какое сравнение с теми, что были получены от контрактов с «Росморречфлотом», они представляют собой как бы скромное дополнение к основному заработку. Но здесь показательно другое: столь активное сотрудничество отмечено именно в тот период, когда пост замминистра занимал Виктор Олерский, а «Морспасслужбой» руководил Андрей Хаустов.
Интересно, что в 2018 году компания «МИБ-СПб» заключила госконтракт стоимостью 1,2 млн рублей с федеральным учреждением «Российский морской регистр судоходства».
Вот только Геннадий Егоров состоит в Научно-техническом совете этой организации.
Сам ли он пролоббировал финансирование или Олерский с Хаустовым поспособствовали? И почему после их ухода и начала антикоррупционного расследования бывшее столь плодотворным сотрудничество прекратилось?
Сегодня Егоров предрекает, что к 2025 году количество судов российского речного круизного флота может сократиться на 30%.
Значит, нужно выделять больше средств на строительство. То есть, строить должен будет его давний бизнес-партнер Олерский, а он, Егоров, станет заниматься проектированием.
И сотни миллионов бюджетных рублей снова потекут на счета бюро, как это имело место ранее.Одесский проект пускает корни в ПетербургеГеннадий Егоров
В деятельности уроженца Одессы Геннадия Егорова присутствует еще один интересный момент – его связь с украинскими государственными структурами. Так, из официальных биографических данных бизнесмена следует, что он входит в научно-технический совет Регистра Судоходства Украины, является академиком Транспортной Академии и Академии Наук Судостроения Украины.
В «незалежной», собственно говоря, и было зарегистрировано в 1995 году его «Морское Инженерное Бюро».
На российском судостроительном рынке Егоров стал закрепляться в начале 2000-х (именно тогда были созданы ЗАО «МИБ-СПб» и ЗАО «МИБ-дизайн-СПб»). К 2015 году он стал получать регулярные подряды от структур, аффилированных с Минтранспорта РФ.
Видимо, окончательно осесть в России его заставили события, произошедшие на Майдане, последствия которых наши государства переживают до сих пор.
Понятно благодаря кому украинский бизнесмен Егоров получил такие преференции: его тесные контакты с Олерским не оставляют в этом никаких сомнений. Последний занимал пост замминистра при Игоре Левитине и Максиме Соколове, уйдя практически сразу после назначения на руководящую должность Евгения Дитриха.
Не исключено, что свое неофициальное «благословение» на сотрудничество дал еще Левитин – сам родившийся в Одессе и, возможно, прекрасно осведомленный о работе «организации выполняющей практически весь спектр инжиниринговых работ для судоходства и судостроения», – так презентует себя «Морское Инженерное Бюро».Офшорные компании – запасной плацдарм Олерского?Финансовая идиллия закончилась в 2018 году после очередной смены главы ведомства.
Впрочем, Олерский не ушел в никуда. В мае прошлого года стало известно, что его компаньоны – соучредители «Водоход Трэвел Сервисез» Ришат Багаутдинов и Владимир Касьяненко готовятся выкупить у государственной «Объединенной судостроительной корпорации» расположенную в Финляндии судоверфь Arctech Helsinki Shipyard.
Официальным покупателем выступал принадлежащий Багаутдинову и Касьяненко круизный оператор «Algador Holdings Ltd.».
Бизнесмены объявили о создании новой компании «Helsinki Shipyard Oy», основной задачей которой станет строительство судов в Хельсинки. Во главе Совета директоров предприятия должен был встать Виктор Олерский. Не удивительно, что российские СМИ моментально назвали бывшего замминистра возможным реальным собственником финской верфи.
Весьма показательно, что в качестве покупателя фигурировала кипрская офшорная структура «Algador Holdings Ltd.», зарегистрированная в 2010 году. Еще один офшор – «VOLGA-BALTIC CRUISE LINES LIMITED», являющийся учредителем ООО «Водоходъ» – был зарегистрирован немногим ранее, в 2008-м. Закономерен вопрос: мог ли Олерский, являясь высокопоставленным чиновником, создавать коммерческие структуры за границей?
В таком случае, впору вспомнить об упомянутых нами в самом начале хищениях в «Морспасслужбе» или «Больверке». Не на зарубежных ли счетах оседали сотни миллионов (если не миллиарды) рублей, похищенных в результате мошеннических действий подрядчиков и их покровителей? Покупка финской судоверфи, тесное сотрудничество с имеющим украинские связи инжиниринговым бюро Егорова – всего за два года масштабы предпринимательской деятельности бывшего замминистра приобрели международный характер, не подпадая при этом под западные санкции.
Вот только точка в расследовании уголовного дела его бывшего подчиненного Андрея Хаустова со товарищи еще не поставлена.
Силовиков, как мы знаем, интересуют другие возможные эпизоды их криминальной деятельности. К тому же и сам Хаустов далеко не сразу оказался в категории обвиняемых. Не исключено, что следователей могут заинтересовать как контакты с фирмами Геннадия Егорова, так и финские проекты Виктора Олерского и связанные с ним кипрские офшоры.