В «Коммерсанте» вышла колонка кинокритика и обозревателя Андрея Плахова «Нелюбовные отношения», в которой автор утверждает, что продюсеры и инвесторы отказываются сотрудничать с Андреем Звягинцевым. Сейчас режиссер работает над фильмом о состоятельном россиянине, владеющем домом у Средиземного моря, — его отказался финансировать фонд Романа Абрамовича, а также во время работы команду оставил продюсер проекта Илья Стюарт. До этого Звягинцев планировал снять фильм о блокадном Ленинграде — и тоже не получил поддержки. Режиссер связывает эту ситуацию с цензурой, однако фонд Абрамовича все отрицает.
В 2018 году стало известно, что режиссер Андрей Звягинцев (обладатель двух номинаций на «Оскар», трех Каннских наград и одного «Золотого льва») начал работу над фильмом о блокадном Ленинграде — это сообщение он сам подтверждал в шоу «ещенепознер». Продюсер предыдущих картин Звягинцева («Нелюбовь», «Левиафан», «Елена») Александр Роднянский отказался работать над этим проектом. Режиссер стал работать над ним с продюсером компании Hype Film Ильей Стюартом («Лето», «Ученик», «Уроки фарси»), однако тот, в свою очередь, вскоре тоже отказался от работы над фильмом о войне. После этого Звягинцев и Стюарт взялись за новый проект.
В 2019 году Hype Film сообщила, что Звягинцев снимает картину о богатом россиянине, который владеет домом у Средиземного моря. Сам режиссер говорил, что это кино «о том, что сейчас волнует всех, касается всех», но «о чем не принято говорить».
Сценарий картины высоко оценил экспертный совет частного фонда Романа Абрамовича «Кинопрайм». По информации Плахова, на разработку проекта потратили уже «немалые деньги», были выбраны локации для съемок в Испании. Но внезапно и Стюарт, и «Кинопрайм» отказались от участия. Плахов связывает это с цензурой — по его мнению, «русофобский» «Левиафан» стал последним фильмом Звягинцева, который было готово поддержать государство, после чего и частные инвесторы практически перестали сотрудничать с режиссером. Однако прямых доказательств этого автор не приводит.
В разговоре с «Медузой» Андрей Звягинцев подтвердил, что работа над международным проектом приостановлена; также он подтвердил, что Илья Стюарт покинул проект. Стюарт не стал комментировать ситуацию.
Исполнительный директор фонда «Кинопрайм» Антон Малышев в разговоре с «Медузой» подтвердил, что сценарий действительно получил высокие оценки экспертов. «Но бюджет проекта для авторского кино — беспрецедентный, порядка 700 миллионов рублей», — заявил он. Сам фонд при этом, объясняет Малышев, согласно своим внутренним правилам может вложить только 100 миллионов. Подтверждений, что остальные деньги на фильм собраны, у него нет. По данным Плахова, в проекте есть «серьезные европейские вложения», но точную сумму он не называет.
По словам Малышева, фонд опасается, что не получится вернуть вложения: «Мы должны гарантировать инвесторам, что есть шанс вернуть деньги и что недостающая часть бюджета есть. Пока что у нас нет подтверждений ни по одному, ни по другому пункту. Если недостающие деньги будут собраны, мы сможем к этому вернуться». Малышев отвергает обвинения в цензуре. По его словам, нет никакого «черного списка» фильмов, которые нельзя финансировать: «Я читал сценарий, там нет ничего крамольного, чтобы можно было серьезно это обсуждать».
«Истинная причина, по которой остановлен наш проект, заключается в том, что нам было предложено изменить финал картины, — рассказал Андрей Звягинцев „Медузе“. — Если бы мы пошли на это, нас бы поддержал фонд Абрамовича „Кинопрайм“, глава которого сейчас, как я знаю, находит причины случившегося в финансовой нецелесообразности. Все это кажется мне странным, потому что в процессе нашей работы над фильмом такие резоны ни разу не высказывались со стороны фонда. Почти год, вкладывая собственные средства — притом немалые — Илья Стюарт транслировал абсолютную уверенность в возможности осуществления проекта с таким бюджетом. Ни его, ни инвесторов, ни представителей фонда финал картины не смущал на всем отрезке времени длиною в девять месяцев с марта 2019 по ноябрь 2019-го. Как говорится, ничто не предвещало. Илья Стюарт, целый год беззаветно веривший в картину, отказался от дальнейшей работы даже при условии отыскания денег у другого инвестора. Сегодня мы ищем нового продюсера, продолжаем искать финансирование, и если нам не будет доставать собранного из других источников, мы непременно обратимся в фонд „Кинопрайм“ за поддержкой. Финал картины остается прежним».