Появились первые признаки масштабной международной атаки на бизнес Банка ВТБ. Федеральное бюро расследований (ФБР) начало присматриваться к «мозамбикской сделке», организованной синдикатом банков с участием «ВТБ Капитал», а в британской прессе вовсю смакуются фото президента-председателя ВТБ Андрея Костина в форме советского диктатора Иосифа Сталина.
Долги наши тяжкие
Федеральное бюро расследований и прокуратура США ведут полноценное расследование обстоятельств продажи государственных облигаций правительством Мозамбика, которая была организована синдикатом банков VTB Capital, Credit Suisse и BNP Paribas. Цель расследования - выявить возможные факты коррупции госчиновников африканского государства во время продажи долговых обязательств Мозамбика на сумму $2 млрд. По данным авторитетной газеты The Wall Street Journal, расследование началось еще летом прошлого года.
Именно тогда стали известны обстоятельства чудесной трансформации государственного кредита, полученного на создание рыболовного флота в островном государстве, который в итоге пошел на приобретение военных кораблей: их в инвестиционном меморандуме организаторы сделки попытались выдать за охрану рыболовецкого флота. Никого при этом не смутило, что размеры создаваемой «охранной эскадры» в два раза превысили всю мощь существовавших Военно-морских сил Мозамбика, на вооружении которых стояло всего три катера и 200 человек личного состава.
Тогда же стало известно, что обстоятельствами сделки заинтересовались финансовые регуляторы нескольких стран. Представители США, Великобритании и Швейцарии начали проверку сделки на предмет потенциальных нарушений законодательства о ценных бумагах. Банки обвинялись в сокрытии информации от покупателей ценных бумаг.
Но то, что в это же время профессиональный интерес к мозамбикскому долгу проявили агенты ФБР, стало известно только сейчас. По данным WSJ, в июне 2016 года небольшая группа представителей нью-йоркского офиса ФБР по борьбе с мошенничеством с ценными бумагами посетила Мапуту, столицу Мозамбика, выясняя обстоятельства сделки. После этого американские федералы встречались с инвесторами, которые приобретали мозамбикские гособлигации, и просили предоставить им все документы по сделке и переписку с банками. Кроме того, подобные встречи были проведены и самими банкирами. В частности, представители Минюста США беседовали с организаторами сделки из Credit Suisse и ВТБ в Лондоне.
Швейцарцы отреагировали на эту встречу почти мгновенно, и на всякий случай ликвидировали целое инвестиционное подразделение, занимавшееся сделками в Мозамбике. О реакции ВТБ, напротив, ничего не известно. Но скорее всего банку и его главе Андрею Костину теперь придется вступить в настоящую схватку с американской юстицией.
Хороший аппетит
Вся эта история каким-то неуловимым образом связана с обнаружением на острове крупнейших в Африке месторождений природного газа. И там уже сейчас активно создается инфраструктура сжижения для последующей транспортировки сырья на мировой рынок. Более того, у истории уже есть продолжение. С самого начала разработкой газа занимались европейцы, но в марте 2017 года стало известно, что американская нефтегазовая корпорация ExxonMobil выкупает у итальянской Eni 25% в проекте разработки газового месторождения Area 4 на шельфе Мозамбика за $2,8 млрд. «Стратегические инвестиции позволят ExxonMobil поддержать развитие богатых ресурсов природного газа в Мозамбике», - прокомментировал сделку глава ExxonMobil Даррен Вудс.
Надо полагать, приход американцев на Мозамбик объясняется не только желанием «поддержать» добычу газа. Общая доля ExxonMobil (35,7%) в проекте в итоге сравняется с долей Eni (35,7%). Следующий по размерам пакет (28,6%) принадлежит китайской компании CNPC. А остальные акции «разошлись» по карманам местных фирм, скорее всего контролируемых островной элитой.
Подобный расклад придает ситуации вокруг Мозамбика геополитический шарм - неминуемый в наше время. Очевидно, что основной удар американских агентов правопорядка придется на лондонский офис «ВТБ Капитала», в котором консолидирован зарубежный банковский бизнес бывшего СССР. В советские времена такая консолидация была невозможна именно из-за того, что могла стать легкой добычей для санкций. Но, по всей видимости, уж очень хороший аппетит ВТБ сделал такую концентрацию возможной и весьма уязвимой. Более того, вероятно, что за неумолимо приближающиеся проблемы инвестиционного бизнеса будет отвечать вся банковская группа Андрея Костина. Собранные в одном месте активы представляют собой слишком легкую цель для атаки.
О том, что эта атака уже началась, свидетельствуют, в частности, статьи в британской прессе, где глава ВТБ Андрей Костин
сравнивается с Иосифом Сталиным (после появления банкира на банкете в военном френче). Все попытки пресс-службы представить получившуюся аналогию милым корпоративом остались без внимания.