Казалось бы, европейские санкции и запрет на экспорт древесины в ЕС должны были повысить сохранность российских лесов. Но иногда логика не работает. Вот и в Карелии после ввода санкций лесозаготовитель Segezha Group Владимира Евтушенкова начала сплошные рубки реликтовых карельских лесов рядом с финской границей, где планировали организовать заказник "Максимъярви". Из 40 тысяч гектаров будущего заказника 37 тысяч находятся в аренде у "Сегежи". И ранее компания соблюдала мораторий на вырубку. Но кое-что изменилось.
С конца ноября Евтушенков уничтожил уже 680 га тайги в планируемом заказнике. По площади это 1000 футбольных полей. Также с прошлого года лесорубы извели еще 140 га эталонных северотаежных лесов, где обитают 72 вида краснокнижных животных и растений. Карельское Минприроды помешать этому не может – статус заказника не утвержден, так что варварская вырубка законна. В дело вмешались местные активисты, и на какое-то время затормозили вырубку, но в марте лесоповал возобновился.
Ранее от уничтожения российских лесов российского олигарха удерживало европейское законодательство. "Сегежа Групп" получила европейскую экологическую сертификацию FSC, чтобы работать в ЕС. По условиям компания должна была сохранять нетронутой часть уже арендованных диких лесов. Но после летних санкций на импорт российской древесины и бумаги сертификат потерял для Евтушенкова всякий смысл, как и мнимая забота об охране природы и соблюдении ESG-принципов. О них, кстати, любил говорить президент "Сегежи" Михаил Шамолин, когда приценивался к продаже своих углеродных квот на арендованные карельские леса.
Теперь европейские законы не защищают карельскую тайгу. А уж российские чиновники и подавно. Ну а у "Сегежи" другие приоритеты. В условиях сокращения прибыли на 60% и при росте долга до 100 млрд рублей "Сегежу Групп" волнует только одно. Как побыстрее освоить участки, пока их не забрали под заповедник, и продать в Китай то, что из них удастся выжать.
Грузы отправляют через Северный морской путь на атомном лихтеровозе "Севморпуть", который возит с Камчатки в Мурманск и Петербург рыбу в контейнерах-холодильниках. С запада на восток атомный контейнеровоз до сих пор ходил порожняком. Но осенью 2022-го повез из заповедных карельских лесов в Китай "высококачественную продукцию из древесины хвойных северных пород, выпускаемую Сегежским целлюлозно-бумажным комбинатом". Как раз такие породы растут в реликтовых лесах "Максимъярви". Теперь Шамолину и Евтушенкову стесняться некого – китайских покупателей сегежской крафтовой бумаги состояние карельских лесов не волнует. Как и Евтушенкова.