На прошлой неделе были опубликованы декларации о доходах представителей власти, в том числе членов Совета Федерации. Жители Липецкой области, как и в предыдущие годы, явно были довольны, полученными сведениями. Их выдвиженец в верхнюю палату Максим Кавджарадзе показал очень низкий достаток. Он заработал всего 4,6 млн рублей, а из собственности у сенатора лишь квартира в 33,7 кв. метра и жилой дом в 577 кв. метров, которым он владеет вместе со своей дочкой. Сразу видно, что живет Кавджарадзе скромно, и все время тратит на заботу о жителях региона. А когда сенатор прилетает к ним на самом дорогом частном вертолете, то честно признается, что одолжил его у друга с единственной целью — поскорей успеть в Липецкую область.
Какое разочарование могло бы ждать людей, если бы они могли узнать реальное положение дел с недвижимостью Кавджарадзе. Ее количество и, главное, стоимость поистине поражают. Счет идет даже не на миллионы долларов, а на еще большие суммы.
Квартира, как небольшой стадион
Большой изобретательностью Кавджарадзе не отличается и «вычислить», на кого он записывает свои хоромы, не сложно. Во-первых, это мать двоих его детей Валентина Сафандула. Максим был близок с ней в период своего становления бизнесменом, потом сошелся с девушкой Варварой — дочкой на тот момент министра сельского хозяйства Алексея Гордеева. Но Валентину это не особо смутило, поскольку она знала, что Максим больше ценит мужское общество, чем женское. Поэтому отношение между ними до сих пор великолепные — Сафандула уже много-много лет верная помощница Кавджарадзе, она воспитывает двух дочерей Максима, а сам он ей безгранично доверяет. В том числе оформляет на нее значительную часть своего имущества и некоторые свои фирмы.
Теперь обратимся к этому самому имуществу. Валентина Сафандула владеет 4-комнатной квартирой площадью 194,2 кв. метра (номер регистрации права 77-77-23/029/2007-576) в элитном жилом комплексе «Воробьевы горы» на Мосфильмовской улице. Самая высокая точка Москвы, наличие панорамного вида на МГУ, Воробьев парк, долины рек Раменка и Сетунь, эксклюзивная отделка дорогостоящими материалами, наличие в комплексе спортивного центра и бассейна и прочие радости жизни доводят стоимость апартаментов сенатора до 2,5 млн долларов. Сразу оговоримся, что это одно из самых скромных жилищ Кавджарадзе.
Также Валентина Сафандула является совладелицей поместья в Подмосковье (номер регистрации права 50-01.20-45.2001-54.2) , которое сенатор в своей декларации скромно упоминает как дом в 577 кв. метров. Это огромное имение, которое Кавджарадзе, чтобы не отображать целиком в декларации, «разбросал» на Сафандулу, детей и других родственников. Находится поместье в поселке Немчиново Одинцовского района, в окружении достойных соседей. В частности, там расположены резиденции Михаила Прохорова и Владимира Потанина.
Кавджарадзе занял самое лакомое место, вплотную у пруда и речки. Официально его имение занимает 22 сотки, но на «Картах Google» видно, что в реальности оно гораздо больше. Особняк расположен на парковой территории, стоимость поместья превышает 3,5 млн долларов.
Кстати, VIP-обитатели Рублевки могут не беспокоиться за сохранность продуктов своей жизнедеятельности. Они находятся в надежных руках. Валентина Сафандула является владелицей здания напорной канализации, расположенной в деревне Сколково Одинцовского района (номер регистрации права 50-50-96/054/2012-151).
Подруга Кавджарадзе раз в два-три года меняет иномарки самых дорогих моделей, причем сразу по несколько. Впрочем, сенатору интересны не только «железные кони», но и настоящие. Сафандуле принадлежит ряд элитных скакунов, в том числе голштинской породы.
Второй человек, на кого оформляет свои объекты сенатор, это его брат Давид, которому он доверяет еще больше, чем Валентине. Все фирмы, здания, предприятия, банки, которые удается заполучить Максиму Кавджарадзе, он записывает на Давида.
Не будем размениваться на «мелочевку», перечисляя все многочисленные объекты недвижимости Давида, — они вполне характерны для бизнесмена средней руки. Остановим взор на двух из них, реальным собственником которых является сенатор.
Это квартира площадью 243 квадратных метра в жилом комплексе «Эльсинор» на улице Маршала Соколовского (номер регистрации права 77-77-23/007/2009-338). «Элитный жилой комплекс стилизован под средневековый замок, использованы мотивы романской архитектуры: готические фасады, стрельчатые витражи, башни со шпилями, неоготическая арка входа, стилизованные барельефы, заостренные завершения окон. Крыша покрыта натуральной разноцветной черепицей», — так описывает риэлторы «Эльсинор». За удовольстве жить в таком здании надо платить. И платить очень много. Кавартира Кавджарадзе стоит 200 млн рублей или, по нынешнему курсу, 3 млн долларов.
Однако больше воображение поражает другая квартира сенатора, оформленная на Давида. В расположенном на улице Расплетина жилом комплексе «Северная звезда» он владеет аппартаментами площадью... 859,4 кв. метра (номер регистрации права 77-77-23/013/2009-303). Для понимания масштаба жилища: среднестатистический дачный участок составляет 6 соток, что на 259 квадратных метров меньше жилища Кавджарадзе. 900 квадратных метров это общая спортивная площадь небольшого стадиона для игры в баскетбол, волейбол и мини-футбол.
Это действительно шикарное жилье, которое занимает значительную часть верхних этажей. Предложений апартаментов в ЖК «Северная звезда», даже близко дотягивающих по размерам до квартиры скромного сенатора, найти не удалось. Самая большая квартира в этом комплексе, которая сейчас продается, занимает 162 квадратных метра и за нее просят 95 млн рублей.
Учитывая эксклюзивность сенаторской квартиры (да какая это квартира — дом в доме), ее стоимость может достигать 500 млн рублей (7,5 млн долларов). Поняв, что официальное владение такой недвижимостью для скромного сенатора полный перебор, Кавджарадзе в январе 2016 года переписал ее на других лиц. Но «золотая квартира» по-прежнему осталась в распоряжении семьи.
Стоит отметить, что все это имущество Кавджарадзе «заработал» в период своего пребывания сенатором, каковым он является с 2001 года. То есть за 15 лет член Совета Федерации и член «Единой России» с годовым доходом, не превышавшем 5,5 млн рублей (согласно официальной декларации), где-то «заработал» на недвижимость стоимостью 18 млн долларов (ниже рассказывается, откуда еще 1,5 млн долларов). Поистине чудеса.
Совет Федерации на страже американской Robinson
Однако любимой «игрушкой» Кавджарадзе является не квартира размером с поле, а великолепный вертолет Robinson R66 Turbine стоимостью 1,5 млн долларов. Сенатор при каждой удобной возможности передвигается на этой «винтокрылой машине». Как-то Кавджарадзе попал в неловкую ситуацию. В мае 2014 года в Тербунах Липецкой области должно было пройти выездное заседание Совета Федерации, на которое он прибыл на любимом Robinson R66 Turbine. Этот момент случайно засняли местные журналисты, в результате в вышедшем репортаже срочно пришлось вносить уточнение следующего плана: «винтокрылая машина, принадлежащая другу сенатора».
Друг Кавджарадзе, видимо, настолько щедр, что и не вспоминает про вертолет за 1,5 млн долларов, поскольку пользуется им все время один сенатор.
Впрочем, обладание Robinson стоимостью в целое состояние не самая главная беда «любителя неба». Чтобы сделать свои полеты наиболее комфортными, Кавджарадзе как сенатор пытался внести изменения в целый ряд законов РФ.
Ну, обо всем по порядку. Ранее судимый Максим попал в Совет Федерации волей случая (благодаря Алексею Гордееву) и долго не мог найти себе места в верхней палате. За время сенаторства Кавджарадзе последовательно побывал членом следующих комитетов и комиссий СФ РФ: по аграрно-продовольственной политике; по делам молодежи и спорту; по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству; по делам молодежи и туризму; по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения; по науке, образованию, культуре и информационной политике; по конституционному законодательству и государственному строительству.
И только в 2012 года году, после 11 лет пребывания в органах власти, Максим, наконец, нашел себя. Вначале Кавджарадзе стал членом Комиссии при президенте по вопросам развития авиации общего назначения, а вскоре любитель вертолетов был назначен председателем Комисии СФ по мониторингу реализации закона «О внесениее изменений в законодательные акты по вопросам обеспечения транспортной безопасности».
Про продукцию российских производителей вертолетов Кавджарадзе вспоминает мало и неохотно. Зато активно лоббирует интересы американской компании Robinson Helicopter и личные — как владельца вертолета этой марки.
Вот в марте 2013 года он искренне радуется на своем сайте тому, что МАК вынес решение о выдаче вертолету Robinson R66 Turbine российского сертификата . Ведь именно эту модель вертолета сенатор любит больше всего и вскоре она окажется в его ангаре.
Август 2013 года. В Мякинино компания «НДВ» начинает строительство аэропорта «Хелипорт Москва» — основной площадки для вертолетов Robinson в России. Кавджарадзе активный участник этого проекта, он присутствует абсолютно на всех мероприятиях, связанных с «Хелипорт Москва». В том же августе 2013 года Кавджарадзе, как член комисси при президенте, вносит в Госдуму проект поправок в Воздушный кодекс, который предлагает отменить сертификацию аэродромов авиации общего назначения (в нее входят все летательные аппараты, не используемые для коммерческих воздушных перевозок). Все эти поправки «заточены» исключительно под один аэропорт — площадку для Robinson «Хелипорт Москва». О чем прямо говорят журналистам специалисты. Эксперт по правовым вопросам Международной организации гражданской авиации (ICAO), профессор Виталий Бордунов заявил журналистам «Известий», что предложенные Кавджарадзе поправки в Воздушный кодекс несут скорее вред, чем пользу, противоречат международному законодательству и разработаны исключительно в интересах небольшого количества состоятельных владельцев частных летательных аппаратов, проживающих в Москве и Подмосковье.
«Эти поправки не несут пользы для авиации общего назначения, более того — они вредны, — говорит Виталий Бордунов. — Авиация не терпит бардака и отсутствия дисциплины. А если документ еще и нелеп с юридической точки зрения, противоречит принятым у нас международным нормам — пользы он не принесет».
А вот в декабре 2013 года Кавджарадзе на территории «Хелипорт Москва», рядышком с парой Robinson, обещает «добиться снятия таможенных платежей», чтобы вертолеты его любимой марки стоили дешевле.
Дальше Кавджарадзе уже явно не остановить. Он хочет не только всяческих благ для компании Robinson и «Хелипорт Москва», но и для себя лично. Сенатор неоднократно жаловался, что хотел бы без всяких согласований летать над Москвей и Подмосковьем, в том числе в свое поместье в Немчиново. И готов свои права отстаивать на законодательном уровне. В январе 2014 года, на очередном мероприятии в «Хелипорт Москва», сенатор объявляет «больной мозолью» ограничения, которые накладывает Воздушный кодекс в отношении авиасообщения над Москвой. «Мы работаем над изменением законодательства», — заверяет собравшихся Кавджарадзе.
Потом, видимо, вспоминает, что он все-таки сенатор и быстро находит обоснование такой своей работе. Оказывается поправки в Воздушный кодекс он лоббирует не ради «небольшого количества состоятельных владельцев вертолетов», как это полагают эксперты, а ради простого населения, которое вообще непонятно, как живет без Robinson. "Вертолет не просто развлекаловка для олигархов, — подчеркнул Максим Кавджарадзе — Этот вид транспорта может доставить пациента в больницу, да хоть цветы женщине к 8 Марта».
Заканчивает свою речь сенатор так: «Конечно, в Америке данный сектор экономики растет интенсивнее. Но, думаю, и Россия в перспективе тоже сможет стать одной из первых стран в вертолетном сообщении».
Стоит отметить, что в значительной части своих выступлений сенатор делает отсылы к тому, как все замечательно в США. Ничего удивительного в этом нет. Фирма, являющаяся совладельцем подконтрольных ему компаний, зарегистрирована в этой стране. А близкий друг Кавджарадзе, находящейся в розыске теневой банкир Джумбер Элбакидзе, и вовсе долгое время работал советником Джона Керри.
Отнял у школьников авиамодели
Впрочем, широкую известность, отчасти даже мировую, Кавджарадзе приобрел благодаря другим своим законодательным иницииативам. В апреле 2014 года он предложил создать внутрироссийскую закрытую от внешнего мира информационную систему, чтобы избежать утечек информации и «уйти из-под крыла США». «Как мы назовем эту информационную систему — неважно, «Крокодил Гена» или «Чебурашка», последнее даже предпочтительнее, поскольку «Чебурашки» ни у кого нет», — заявил Кавджарадзе.
В результате сенатора с его инициативой на смех подняли все российские СМИ и блогосфера, в которой Кавджарадзе окрестили Чебурашкой. В Кремле тоже, мягко говоря, не оценили чудесную идею сенатора.
Как раз в апреле 2014 года, сразу после присоединения Крыма к РФ и введения санкций, Россия противостояла Западу в жесткой информационной войне. А такое заявление Кавджарадзе стало наилучшим подарком для оппонентов. Иностранные СМИ долго, и с большой радостью, писали, что российские власти испугались Интернета, значит они в себе не уверены.
Другой, широко обсуждаемой в Интернете, инициативой Кавджарадзе стал проект «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов». Данные изменения предусматривают следующие пункты: беспилотники весом свыше 250 грамм подлежат государственной регистрации; все беспилотники подлежат обязательной сертификации; все беспилотники допускаются к эксплуатации при наличии сертификатов летной годности; операторы (внешние пилоты) всех беспилотников обязаны иметь свидетельства персонала, выданные уполномоченным органом.
Как долго думал сенатор над своей инициативой — большой вопрос. Скорее всего, вообще не думал, поскольку он особо и не скрывал, что за основу проекта были взяты законодательные акты его любимых США, активно продвигаемые по всему миру Американской национальной ассоциацией воздухоплавания.
Согласно предложенным Кавджарадзе изменениям в законодательстве любая авиамодель, и даже воздушные змеи, — это беспилотное воздушное судно (БВС), и теперь, согласно идеи сенатора, каждый школьник либо спортсмен должен пройти сложное обучение, получить массу документов на себя и на своего воздушного змея или модель. Альтернатива — штраф и вмененное административное правонарушение.
Для примера, если вы купили сыну игрушечный радиоуправляемый вертолет весом более 250 грамм, то должны его зарегистрировать (ему присвоят регистрационный номер воздушного судна РФ), получить сертификат пилота для запуска модели и согласовать еще кучу бумаг для того, чтобы полетать 10 минут на пустыре за домом. При этом ваш ребенок до 18 лет не будет иметь права управлять моделью. Он не сможет зарегистрировать модель и тем более ему не выдадут свидетельство. Абсурд, но без регистрации нельзя запускать даже воздушного змея.
Впрочем, эксперты считают, что за инициативам Кавджарадзе кроется нечто большое, чем непродуманное решение. Изменения в Воздушный кодекс приведут к уничтожению системы профессиональной подготовки специалистов рабочих профессий и инженеров для высокотехнологичных сфер и авиационной промышленности.
Авиамоделизм всегда был школой начальной профориентации для многих поколений выдающихся конструкторов, инженеров, летчиков. Сегодняшнее состояние российской авиационной промышленности очевидно. Введение предлагаемых норм станет непреодолимым заградительным барьером для подрастающего поколения, уже увлекающегося авиамоделизмом. Новичков это оттолкнет полностью. США может спать спокойно — российские самолеты не взлетят.
Россия проиграет конкурентную борьбу и на рынке беспилотных авиационных систем.
Эта сфера деятельности является одной из немногих, в которой у нашего государства есть (были) все шансы на мировое лидерство! Однако, практически все российские компании, работающие на этом рынке, ведут свою историю от авиамоделизма, а кадровый потенциал формируют из квалифицированных специалистов, в своем большинстве выросших из авиамодельной среды.
Вот такие интересные особенности в законотворческой деятельности одного из самых бедных сенаторов. С одной стороны он готов менять любые законы для американской Robinson, себя лично и других обитателей Рублевки, летающих на частных вертолетах. Причем их полеты над Москвой и Подмосковьем, по мнению Кавджарадзе, никакой угрозы не представляют. Наоборот, дети будут оперативно получать мороженное, а женщины — цветы. А вот воздушных змеев и модельки самолетов у детишек надо отобрать, так как они «страшно опасны для государства».