«Электронный кошелек» метрополитена попал под суд

Источник
Роспотребнадзор уличил московскую подземку в невозврате денег москвичам.
Роспортебнадзор оштрафовали ГУП «Московский метрополитен» за нарушение закона «О защите прав потребителей». Надзорное ведомство выяснило, что ГУП не возвращает пассажирам метро деньги, которые остаются на карточных счетах сдаваемых ими транспортных карт «Тройка». По данным департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, москвичам уже выдано более 1 млн «Троек». 

Сейчас с помощью этих карт можно оплатить не только проезд в метрополитене и на наземном общественном транспорте, но и пригородные электрички. В ближайших планах — оплата парковок, аэроэкспресса, привязка к номеру мобильного телефона и пополнение счета через специальные мобильные приложения. Опрошенные «Известиями» эксперты считают, что только на остатках сдаваемых карт в метрополитене оседают сотни тысяч рублей, которые пассажиры не могут забрать.

Нарушение закона о защите прав потребителей Роспотребнадзор выявил еще в ноябре прошлого года, во время плановой проверки. И оштрафовал метрополитен на 20 тыс. рублей.

— В пункте 5 правил пользования «Тройкой» предусмотрено, что при приобретении проездного билета «Электронный кошелек» взимается залоговая стоимость бланка, которая может быть возвращена (50 рублей. — «Известия»), — рассказывает юрист управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Москве Тимур Киреев. — А вот оставшийся на карте баланс или неиспользованные проездные билеты не возмещаются, и в части невозврата денежных средств установлен факт ущемления прав потребителей — ст. 32 закона «О защите прав потребителя».

Метрополитен со штрафом не согласился, и пошел в Арбитражный суд Москвы, который признал, что штраф — 20 тыс. рублей — наложен правильно. Юристы метро подали апелляцию.

В Роспотребнадзоре «Известиям» заявили, что пока не знают, как воздействовать на метрополитен, чтобы он возвращал оставшиеся деньги пассажирам при закрытии «Электронного кошелька» и возврате карты «Тройка» ГУПу. Между тем вопрос о невозвращаемых остатках давний. Он возник еще в июле прошлого года, когда Евгений Михайлов, на тот момент первый замруководителя городского департамента транспорта, а теперь глава Мосгортранса, заявлял, что «рассматривается возможность возврата пассажирам остатка с карты «Тройка», если деньги не были использованы до конца». С тех пор механизм этот так и не разработан.

В компании «Мосгортранс», которая тоже распространяет «Тройку», «Известиям» заявили, что жалоб от пассажиров на невозврат денег они не получали и проблемы в этом никакой не видят.

— В наших правилах написано, что ГУП возвращает только залоговую стоимость карты, а оставшиеся там средства — нет, — сообщили в «Мосгортрансе». — Мы лишь операторы по продаже данных карт, которые выпустил и обслуживает ГУП «Московский метрополитен», и не имеем к этим деньгам никакого отношения.

Руководитель общественной организации «Союз пассажиров» Кирилл Янков говорит, что пока пассажиры сами не обратятся в суд за своими деньгами и компенсацией морального ущерба, средства так и будут оседать на счетах метрополитена и работать непонятно на кого.

— Пассажиры просто не хотят связываться из-за оставшихся на счетах копеек, но если подсчитать, то из них складываются миллионы, которыми пользуется метрополитен. Ведь если у человека в «электронном кошельке» оставалось 40 рублей, а одна поездка стоит 28 рублей, то на счету остается 12 рублей, которые при сдаче карты «Тройка» обратно метрополитену ГУП не возвращает и пользуется ими, — возмущается Янков.

Сопредседатель Союза потребителей России Надежда Головкова тоже считает, что ГУП метрополитена обогащается необоснованно и незаконно. 

— Я поддерживаю Роспотребнадзор, — говорит она. — Думаю, этой ситуацией должна заинтересоваться и прокуратура, ведь куда-то эти деньги уходят. 

В метрополитене не ответили, сколько карт «Тройка» уже вернули москвичи и сколько денег на них зависло. Также остались без ответа вопросы, кто и как в итоге пользуется этими суммами.

Алексей Дианов, директор по корпоративным коммуникациям ОАО «НИИМЭ и Микрон», который выпускает карты «Тройка», говорит, что возврат денег с карточек москвичей — вопрос не технологий, а системы расчетов.

— Отвечает за систему расчетов департамент транспорта, они и должны были отработать эту схему, — считает Дианов.

В департаменте транспорта Москвы на вопросы «Известий» оперативно ответить не смогли.

— Если вопрос возврата остатков денег москвичей не решается с лета прошлого года, то очевидно, что это кому-то выгодно, — говорит адвокат Артур Рамазанов. — Правоохранительные органы должны провести проверку, чтобы узнать, кто на этом зарабатывает, и принять необходимые меры.