Такую позицию Вячеслав Симоненко высказал на заседании Хорошевского суда столицы, который начал слушать его уголовное дело. Ранее столичные суды уже вынесли приговоры двум его подельникам.
Хорошевский суд Москвы приступил к рассмотрению уголовного дела бывшего генерального директора одной из крупнейших дистрибьюторских IT-компаний Merlion Вячеслава Симоненко. Свою вину в участии в преступном сообществе, которое вымогало у совладельцев вышеназванной фирмы 15 млрд рублей, а также в даче взятки, заведомо ложном доносе и заведомо ложных показаниях (ч. 1 ст. 210, ст. 290, 306, 307 УК РФ) подсудимый не признал.
Попытка вымогательства 15 млрд рублей
Согласно фабуле представленного прокурором обвинения, «не позднее июня 2019 года» Вячеслав Симоненко вошел в состав созданного в Москве и Московской области ранее судимым Виталием Качуром и его сыном, экс-сотрудником СКР Кириллом Качуром (внесен в список физлиц-иноагентов), преступного сообщества. Оно было организовано с целью совершения тяжких и особо тяжких преступлений.
Соучастники, среди которых были действующие следователи СКР, избрали объектом преступного посягательства имущество ГК Merlion. Они разработали преступный план, который включал возбуждение дела и привлечение к уголовной ответственности заведомо невиновных соучредителей компании Олега Карчева, Владислава Мангутова, Алексея Абрамова и топ-менеджера Бориса Левина за покушение на убийство Вячеслава Симоненко. Для этого подельники решили использовать факт возгорания в ночь на 5 сентября 2015 года на территории частного жилого дома Симоненко в Красногорске. За изменение меры пресечения на более мягкую и прекращение следствия подельники и решили вымогать взятку у топ-менеджеров Merlion в размере 15 млрд рублей — по 5 млрд рублей с каждого.
Осенью 2019 года Симоненко подал в следственный отдел по городу Красногорску заявление о совершенном в отношении него в 2015 году покушении. Однако там не стали проводить доследственную проверку и возбуждать дело. Это решение было обжаловано в Главном следственном управлении Следственного комитета по Московской области, которое сочло неправомерными действия красногорских следователей. В дальнейшем соучастники добились передачи материала в ГСУ СК по Москве, а оттуда — следователю следственного управления по Северо-Западному округу столицы ГСУ СК России по Москве Алексею Неснову. Последний 6 февраля 2020 года и возбудил дело по факту покушения на убийство Симоненко и об умышленном повреждении его имущества (ст. 30, ч. 2 ст. 105 и ч. 2 ст. 167 УК РФ). Он привлек к уголовной ответственности Левина, Карчева, Магнутова и Абрамова и добился их ареста в октябре 2020 года Хорошевским судом Москвы.
Посредники
Для фальсификации доказательств по делу следователь использовал бывшего военнослужащего из ДНР Григория Жеренова, который оформил явку с повинной, заявив, что якобы совершил поджог дома Симоменко.
Вымогать деньги у совладельцев Merlion решено было при помощи ранее судимого за мошенничество Олега Покровского и адвоката обвиняемых Вадима Лялина. Они согласились выступить в роли посредников. В частности, защитник стал убеждать Абрамова, Магнутова и Карчева заключить со следствием досудебное соглашение о сотрудничестве и признать вину, заплатив 15 млрд рублей за прекращение преследования и выход на свободу. Однако соучастники не смогли довести свой замысел до конца, так как арестованные отказались платить.
Впоследствии, 26 января 2021 года, дело у Неснова изъяли и передали в центральный аппарат Следственного комитета России, оно было прекращено. Бизнесмены Абрамов, Магнутов, Карчев и Левин, которые несколько месяцев пробыли под стражей, были признаны потерпевшими по делу уже в отношении самого Симоненко. В феврале 2022 года последний сам перешел в разряд обвиняемых и был заключен в СИЗО. Что же касается Кирилла Качура и Алексея Неснова, то они, по данным СМИ, скрылись в ОАЭ. В розыск объявлен и отец первого, Виталий Качур, ранее судимый за мошенничество. Олег Покровский арестован. В июне 2022 года он получил срок в 5,5 года по другому делу — за попытку «кинуть» на 3 млн евро основателя «Вимм-Билль-Данна» Давида Якобашвили.
Григорий Жеренов предпочел признать вину. Хорошевский суд Москвы в декабре 2022 года приговорил его к 2,5 года лишения свободы в колонии общего режима, рассмотрев дело в особом порядке.
Путь признания вины избрал и адвокат Вадим Лялин, который был задержан 15 апреля 2022 года по заявлению руководителей Merlion, но через пять месяцев совершил побег во время следственных действий. В бегах он пробыл ровно два дня, прежде чем попался. Красногорский городской суд Подмосковья в июле 2023 года приговорил его к 5,5 года лишения свободы за мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), а также побег из-под стражи (ч. 1 ст. 313 УК РФ).
Не признавший вину
Вячеслав Симоненко после того, как в суде 28 ноября прозвучало обвинительное заключение, заявил, что вину не признает. «Я надеюсь, что мы все вместе в рамках судебного процесса разберемся, что я говорю правду, у меня есть доказательства», — сказал он.
Подсудимый заверил, что не только не занимался фабрикацией уголовного дела против бывших работодателей, но даже не знал, что у них кто-то вымогает 15 млрд рублей.
По его словам, «в то время, когда совершались эти действия», он находился в другом месте и физически не мог принимать «участия в мероприятиях», которые он «не одобряет и которые надо пресекать». «Я непричастен и буду доказывать это», — пообещал подсудимый, обещав дать подробные показания в ходе процесса.
Ранее Симоненко утверждал, что у топ-менеджеров Merlion якобы был мотив для его устранения, так как бывшие партнеры остались ему должны 4,5 млн долларов после увольнения.
В свою очередь, соучредители Merlion это категорически отрицают. Олег Карчев, Владислав Мангутов, Алексей Абрамов и топ-менеджер Борис Левин заявили гражданский иск на сумму 2 млрд 20 млн рублей о возмещении морального вреда и материального ущерба в рамках уголовного дела Симоненко. Во вторник, 28 ноября, все четверо потерпевших выступили в суде.