Апелляционный суд в Лондоне вынес решение по многолетней тяжбе между миллиардером Олегом Дерипаской
и экс-главой ВЭБ
а, бывшим замминистра финансов Владимиром Чернухиным в пользу последнего. На кону в споре между Чернухиным и Дерипаской были $95 млн, которые, согласно постановлениям судов предыдущих инстанций, миллиардер должен был выплатить экс-чиновнику.
Суть спора между Дерипаской и Чернухиным в следующем. Компания Дерипаски «Базэл» еще в 2002 году купила через кипрскую Navio Holdings контрольный пакет в текстильной фабрике «Трехгорная мануфактура». Текстильное производство оттуда было вынесено, а помещения в комплексе зданий на 12 га в самом центре Москвы, в районе Пресни, заняли офисы и кафе. Руководителем компании стала Лолита Данилина, на тот момент гражданская жена Владимира Чернухина. Спустя много лет, в 2017-м, Чернухин подал иск в Международный арбитражный суд в Лондоне и заявил, что был равноправным партнером Дерипаски в Navio Holdings. Экс-чиновник обвинил миллиардера в недружественном поглощении «Трехгорки».
Чернухин утверждал, что с самого начала, еще в 2002 году, когда Navio Holdings купила «Трехгорную мануфактуру», был партнером Дерипаски в этом проекте. Однако, поскольку сам он был на госслужбе (в 2000-2002 годах был замминистра финансов, а в 2002-2004-м - председателем ВЭБ
а), его интересы представляла Данилина.
В 2005 году, по словам Чернухина, он заключил с Дерипаской акционерное соглашение, в котором закреплялось равное владение «Трехгорной мануфактурой», а номинальным держателем его доли в компании была Данилина. В 2007 году отношения между Чернухиным и Данилиной прекратились. В 2010 году Дерипаска обещал Чернухину, который с 2004 года живет в Лондоне, выкупить его долю в Navio Holdings за $100 млн, чему, как утверждали представители Чернухина в суде, предшествовал захват «Трехгорной мануфактуры» людьми Дерипаски. Однако в итоге бизнесмен так и не сделал этого. Дерипаска, в свою очередь, доказывал, что Лолита Данилина была не номинальным держателем доли Чернухина, а реальным совладельцем «Трехгорки».
Лондонский международный арбитражный суд в 2017 году присудил Чернухину $95,2 млн компенсации. Дерипаска оспорил это решение в Высоком суде Лондона, однако и там не преуспел - в феврале 2019 года суд вынес решение в пользу Чернухина.
В судебном решении апелляционной инстанции по иску Дерипаски к Чернухину в основном анализировалось решение суда предыдущей инстанции. Основной аргумент стороны Дерипаски в апелляции состоял в том, что обстоятельства и условия заключения акционерного соглашения в 2005 году исключают, что Чернухин мог воспользоваться своими правами по соглашению и отстаивать их в арбитраже. Однако судья счел доказанным, что именно Чернухин, а не Данилина, был одной из сторон акционерного соглашения, и, таким образом, его обращение в арбитраж правомерно.