Как стало известно “Ъ”, Следственный комитет России проводит проверку в отношении бывшего заместителя начальника следственного департамента (СД) МВД генерал-майора юстиции Александра Краковского. Он, напомним, уже является фигурантом расследования попытки развала уголовного дела в отношении московского девелопера. Основанием для проверки стало заявление бывшего депутата Госдумы бизнесмена Леонида Маевского, который утверждает, что около трех лет назад генерал якобы требовал у него $1 млн за передачу акций Владивостокского торгового морского порта, арестованных в рамках дела в отношении братьев Зиявудина и Магомеда Магомедовых. Адвокаты Александра Краковского говорят, что слова заявителя, который сам обвиняется в вымогательстве $37,5 млн у владельцев Альфа-Банка, ничем не подтверждены, и считают, что новое дело в отношении генерала может готовиться на тот случай, если развалится первое.
В заявлении Леонида Маевского, по данным “Ъ”, речь идет о событиях, якобы происходивших в августе 2018 года. Как следует из документа, тогда господин Маевский, якобы заручившись доверенностью от врио губернатора Приморского края (в заявлении фамилия чиновника не называется, но на тот момент регион возглавлял Андрей Тарасенко), дважды встретился с заместителем главы СД Краковским — сначала в служебном кабинете последнего, затем в кафе неподалеку от здания полицейского департамента в Газетном переулке столицы (название заведения не указывается). В обоих случаях, по словам заявителя, обсуждалась возможность передачи бывшему депутату Госдумы Маевскому на ответственное хранение акций Владивостокского торгового морского порта (ВТМП, в заявлении называется Дальневосточным морским портом). Акции крупнейшего в регионе порта, принадлежащие компании Fesco, напомним, были арестованы в рамках дела в отношении Зиявудина и Магомеда Магомедовых, которое вел СД МВД. В заявлении господина Маевского говорится, что в кафе Александр Краковский якобы дал ему понять, что передача арестованных акций возможна, но лишь при выплате генералу $1 млн. На этом переговоры якобы завершились.
Генерал-майор Краковский в рамках проверки заявления экс-депутата был допрошен. Этот факт подтвердил “Ъ” адвокат экс-полицейского Николай Ушаков. Защитник не стал раскрывать детали. По данным же источников “Ъ”, Александр Краковский подтвердил событие самой встречи с заявителем в своем кабинете, отметив, что на ней присутствовал и следователь по делу в отношении братьев Магомедовых, с которым проситель затем якобы и ушел. Генерал при этом заявил, что других встреч с экс-депутатом и разговоров о каких-либо деньгах не было. О первой встрече, по уверению генерала, просил сам заявитель.
Ходатайство врио губернатора о передаче акций ВТМП на ответственное хранение, по словам Александра Краковского, было рассмотрено на оперативном совещании в СД, но в его удовлетворении было отказано. Отметим, что акции дальневосточного порта на данный момент единственный актив, остающийся у братьев Магомедовых, которые обвиняются в организации преступного сообщества и различных махинациях. В случае вынесения бизнесменам обвинительного приговора акции ВТМП могут быть использованы для покрытия ущерба по уголовному делу.
Адвокат Александр Гофштейн, представляющий интересы братьев Магомедовых, о заявлении экс-депутата узнал от “Ъ”. Он отметил, что «историю с губернаторской доверенностью слышит впервые», а его клиентов в рамках проверки не допрашивали.
В свою очередь, адвокат Николай Ушаков утверждает, что сведения, изложенные в заявлении Леонида Маевского, ничем не подтверждаются. Адвокат напомнил, что сам заявитель обвиняется в вымогательстве $37,5 млн у владельцев Альфа-Банка и это дело уже рассматривается судом (“Ъ” о нем сообщал). По мнению адвоката, своим заявлением Леонид Маевский «хочет выторговать себе какие-то поблажки», а следствие может его использовать в том случае, если развалится дело в отношении Александра Краковского и его бывших коллег Александра Бирюкова и Александра Брянцева, которые, как не раз рассказывал “Ъ”, обвиняются в попытке развалить дело в отношении девелопера Альберта Худояна в расчете на получение от последнего вознаграждения.