В декабре «БВ» рассказал интригующую историю про то, как в России решили делать медицинские изделия из углеродных композитов, но импортозамещение закончилось криминалом.
Криминальный композит
Вкратце сюжет выглядит так: проект курировала компания ООО «Швабе-Карбон» - «дочка» (51%) холдинга «Швабе», который входит в ГК «Ростех». Изделия предстояло разработать, наладить промышленное производство с использованием возможностей ОПК и вывести на рынок.
По открытым данным, ООО «Швабе-Карбон» было создано в 2017 году, основное направление – производство фармсубстанций. Компания никогда не показывала больших финансовых успехов, а в 2021 году с убытком в 5,2 млн рублей подала заявление на самобанкротство и теперь здесь введено конкурсное производство.
В историю москвичи влетели, когда заключили договор с подрядчиком — пензенским ООО «ИнКар-Спайн». Фирма должна была провести научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОТКР). В финале стороны подписали акты сдачи-приемки выполненных работ, согласно которым были соблюдены все условия договора, но отчего-то, как выяснил "БВ", в банкротном деле «Швабе-Карбона» возникла бумага от департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга России. Чиновники в марте 2022 года известили столичных налоговиков, что банкрот не вернул в казну субсидию в размере 34,2 млн рублей.
Как выяснилось, субсидию Минпромторг РФ выделил на импортозамещающий проект по выпуску углеродных имплантатов. Деньги были перечислены в «Швабе-Карбон» еще в 2018 году, проект имел план-график реализации, по которому до 31 декабря 2019 года компания должна была подготовить и подать в Роспатент заявки на патенты на полезные модели, изобретения.
Однако в отчете за 2020 год получатель субсидии признался, что заявки на патенты так и не были поданы, в июле 2021 года чиновники поставили «Швабе-Карбону» крайний срок возврата госденег, но компания поспешила подать в арбитраж заявление на самобанкротство.
Интересные дела и у пензенцев: ООО «ИнКар-Спайн» уже больше года не существует, успев ликвидироваться еще в апреле 2021 года. Единственным учредителем компании (зарегистрирована в 2010 году, основной профиль – научные исследования и разработки в области естественных и технических наук) на данный момент значится Валерий Татаринов, который прежде возглавлял эту организацию.
Не устояли перед Медиком
Эту скупую фабулу щедро разбавила публикация в «Известиях»: скромному сюжету ценой всего-то 70 млн рублей федерал посвятил объемистый текст, где карбонный детектив насытили массой красочных подробностей.
Оказывается, уголовное дело по несуществующим имплантам было возбуждено в декабре 2022 года, так что и анонимные телеграмщики, и «Известия» отстрелялись по горячим следам. Для сюжета весом в 70 миллионов поворот довольно-таки странный, но сама история и впрямь любопытная.
Оказывается, почтеннейший «Швабе» (предприятия холдинга выпускают более 6000 единиц разнообразной хайтековской продукции) не сам пустился в сомнительное приключение, а повелся на посулы статусной персоны – членкора РАН, доктора медицинских наук, лауреата премии правительства РФ в области науки и техники Валерия Медика. План лауреата, презентованный в 2017 году, выглядел заманчиво: инвестировать в производство карбоновых имплантов для восстановления целостности костей, что сулит не только славу импортозаместителя, но и хороший кусок перспективного рынка.
Как «Швабе» пояснил «Известиям», на тот момент подобная продукция в России не производилась — импортировалась из США, Израиля, Германии и других стран. Именно с запада завозились в страну импланты костей черепа, тел позвонков, пластины и винты для шеи, а также эндопротезы тазобедренного сустава.
Однако изделия из углеродных композиционных материалов по сравнению с титановыми обладают высокой биологической совместимостью с телом человека, их свойства можно максимально приблизить к естественной костной ткани. К тому же, как уверял Валерий Медик, его импланты будут в два–три раза дешевле зарубежных аналогов из титана.
Проект холдингу понравился, ради его реализации была создана «дочка» «Швабе-Карбон», где доля «Швабе» составляла 51%, а по 24,5% принадлежало Валерию Медику (гендиректор) и бизнесвумен Светлане Онищенко. На бизнес-план лауреата научной премии холдинг выделил 70 млн рублей, половина из них была госсубсидией.
Впоследствии выяснилось, что за Медиком уже тянется «углеродный» след: в начале 2010-х он был соучредителем и гендиректором новгородской компании «НаноТехМед Плюс», которая уже производит и продает карбонововые импланты, а также имеет более 50 патентов. Основным заказчиком являются государственные клиники и федеральные центры, а сами изделия входят в ОМС, причем углеродные имплантаты очень востребованы на рынке.
Валерий Медик ушел из компании в 2017 году, когда был завершен основной этап разработки этих инновационных изделий. Новгородцы считают, что это их разработки Медик показал «Швабе», выдавая чужие заслуги за свои. Но и провинциалы не лыком шиты: через новгородский арбитраж «НаноТехМед Плюс» взыскало с Медика более 7 млн рублей, в частности, за «недостачу готовой продукции», «невозвращенные и неподтвержденные подотчетные платежи» и т.д. Кроме того, «НаноТехМед Плюс» обратился в полицию с заявлением на Валерия Медика, обвиняя его в выводе средств из компании для личных нужд.
Медик заключил 27 договоров с компанией-подрядчиком — пензенским ООО «ИнКар-Спайн» и рядом физических лиц, которые должны были провести исследования и изготовить прототипы. Однако постепенно стало ясно, что проект «Швабе-Карбон» забуксовал, продукцию не удалось не только вывести на рынок, но и даже зарегистрировать.
По версии «Швабе», Валерий Медик не получил даже разрешения Росздравнадзора на клинические исследования, так как прототип изделия был изготовлен из карбона, который имеет свойство расслаиваться в организме.
Как на иголках
Бывшие коллеги Медика из Новгорода считают, что тот использовал материал, у которого игольчатая структура.
- Иголки отламываются, и образуется маленькая заноза внутри организма, вокруг которой может возникать опухоль, — рассказывают они.
Но Росздравнадзор сообщает, что дочерней компании «Швабе» было выдано шесть разрешений на клинические испытания, однако их результаты ведомство так и не получило.
В 2018 году Медик, так и не наладив производство имплантов, уволился с должности гендиректора «Швабе-Карбон». А в декабре 2022 года, после предварительного расследования, Следственное управление по ЦАО города Москвы возбудило «в отношении неустановленных лиц» уголовное дело по подозрению в хищении 35,7 млн рублей.
В деле фигурируют деньги, которые перечислялись ООО «ИнКар-Спайн», при этом следователи подозревают, что эта компания и не планировала выполнять работы по договорам со «Швабе-Карбон» в полном объеме. Неустановленные пока лица подготовили липовые акты сдачи-приемки о проведенных испытаниях, которые были одобрены и приняты компанией-заказчиком «Швабе-Карбон».
А когда на счет подрядчика из Пензы были переведены средства в размере 35,7 млн рублей, некие лица распорядились этими деньгами по своему усмотрению. Остаток средств тоже потрачен впустую — прототипы изделия оказались опасными для пациентов и не прошли клинические испытания.
Любопытно, что ряд компаний пензенца Валерия Татаринова, ранее возглавлявшего фирму, где сгинули московские деньги, имеют углеродную специализацию, да и вообще карбонно-графитовая тема в Пензе успешно развивается. Еще в 2014 году по сообщениям местных СМИ в городе Заречном должно было появиться предприятие по выпуску углеродных композитных материалов.
А в 2021 году журналисты сообщили, что ученые Пензенского госуниверситета совместно с инженерами ЗАО НПП "МедИнж" разработали опытный образец эндопротеза тазобедренного сустава на основе углеродного сплава. До конца 2024 года ученые должны получить разрешение на клиническое применение эндопротеза, причем замысел реализуется созданного в рамках нацпроекта научно-образовательного центра «Инженерия будущего».
Конечно, вряд ли попадут в публичную плоскость фамилии людей, давших добро затеям Медика и выделившим под них бюджетные деньги. Кроме того, неувязки у лауреата начались еще в 2018 году, о том, что патентов нет, стало известно еще в 2019-м, а дело, да еще без фигурантов, появилось только в конце 2022 года.
А в целом сюжет очень показательный: инновационная движуха и распиаренные российские стартапы заканчиваются по большей части либо переклейкой шильдиков на китайских изделиях либо такими вот историями про криминальные композиты.
Холдинг «Швабе» объединяет основные российские предприятия оптико-электронной отрасли. В его состав входят 64 организации, в том числе НИИ, конструкторские бюро, научно-производственные объединения. Основными направлениями деятельности «Швабе» является разработка и серийное производство оптических и лазерных систем и комплексов, современных оптических материалов и технологий, наукоемкой медицинской техники и т.д. Номенклатура продукции, выпускаемой на предприятиях холдинга, превышает 6500 единиц.