В получении взяток заподозрены руководители Ракетно-космического завода (РКЗ), сообщили корреспонденту The Moscow Post в СКР.
Обстоятельства дела
В российской космической отрасли продолжаются скандалы. Вслед за падением ракет из-за «дефектов сборки» (а, быть может, и саботажа) добавилась новая беда – незаконные махинации при госзакупках. В результате структуры, подконтрольные Федеральному космическому агентству (Роскосмос), подверглись критике общественности из-за коррупции.
На данный момент Главное следственное управление СК РФ уже возбудило уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 160 УК РФ (присвоение, или растрата, совершенные организованной группой, либо в особо крупном размере), в центре которого рассматривается закупочная деятельность руководителей Ракетно-космического завода (РКЗ) в Филях – основной производственной единицы ФГУП «ГКНПЦ имени М.В. Хруничева».
В данном уголовном деле фигурируют бывший директор РКЗ Владимир Петрик, его заместитель по экономике Юрий Яковлев и начальник отдела РКЗ Виктор Ларин. Именно они подозреваются в получении «откатов».
Коррупция «МеталлРесурса»
Коррупция в РКЗ бросает тень на весь «Центр им. Хруничева», который является предприятием-изготовителем ракеты «Протон». А ведь именно «Протоны» в последнее время особенно активно падают.
Как выяснилось, на фоне этого «производственники», работающие на ФГУП, могли получать «откаты» через ООО «Компания МеталлРесурс». В конце 2012 года Ларин, в то время работавший заместителем директора РКЗ, заключил договор с ООО «Компания МеталлРесурс» на поставку в 2013 году черного и цветного металла, а также кабельной продукции для изготовления ракет «Протон-М» и «Ангара».
Договор заключался без проведения конкурсных процедур и оплачивался из средств гособоронзаказа и Федеральной космической программы. По этому договору «Компании МеталлРесурс» было перечислено более 292 млн рублей.
Эта цена была завышенной, так как документальная проверка контрольно-ревизионного управления «Хруничева» показала, что цены на металлопрокат от «Компании МеталлРесурс» завышались в разных случаях в диапазоне от 7,7% до 31,6% в сравнении с ценами их производителя – компании Alcoa.
Версия о связи с руководством ФГУП
Казалось бы, что топ-менеджеры РКЗ могли заключать договор напрямую с Alcoa, но иметь лишнего посредника в лице ООО «Компания МеталлРесурс» было заметно выгоднее.
Интересно, впрочем, почему ранее (до начала череды проверок после падения ракет) руководство «Центра им. Хруничева» не замечало ничего странного в контрактах своей «дочки»? Или же топ-менеджеры РКЗ могли делиться «откатами» с руководством ФГУП?
Кстати, в июле 2013 года Владимир Петрик издал приказ, по которому «Компания МеталлРесурс» без конкурса назначалась единственным поставщиком аллюминиевого металлопроката, титана и другой продукции для РКЗ на 2013-2014 годы. В конце 2013 года Юрий Яковлев заключил с «МеталлРесурсом» договор на поставку кабельной продукции черных и цветных металлов на 63,8 млн рублей.
И здесь опять цена могла быть завышена. И во ФГУП вновь своевременно не обратили на это внимание. Но почему же так произошло? Из-за «откатов»?
Прецедент Нестерова
Как известно, в декабре 2014 года в отношении Владимира Нестерова, бывшего гендиректора «Центра Хруничева», уже было возбуждено дело. Его заподозрили в присвоении $212 млн в ходе сделки по приобретению акций американской компании ILS, занимающейся маркетингом пусковых услуг с помощью российских ракет «Протон».
Под расследование попала цепочка сделок, в результате которой «Центр Хруничева» в 2008 году получил контроль над ILS, которой принадлежат права на маркетинг пусковых услуг с помощью «Протонов» и «Ангары».
Американская компания International Launch Services (ILS) была создана в 1993 году при участии американской Lockheed Martin. В середине 2000-х Lockheed решила продать контрольный пакет ILS. В октябре 2006 года 51% ILS у Lockheed выкупила компания Space Transport Inc. (ST), зарегистрированная на Британских Виргинских островах. Сумма сделки составила $108 млн.
Интересно, что после перехода акций ILS в офшор с этой компанией было заключено 17 контрактов на пусковые услуги. Кстати, возглавлявший ранее Роскосмос Анатолий Перминов разрешил приобретение акций ILS, и весной 2008 года «Центр Хруничева» перечислил ST $320,8 млн из привлеченного кредита Сбербанка.
Теперь Нестеров и еще несколько человек подозреваются в «распиле» между собой $212 млн (это заработок офшора ST на сделке между Lockheed и «Центром Хруничева»).
Так мог ли Владимир Нестеров, уличенный в «откатной схеме» при контрактах с офшором ST, брать дополнительные «откаты» от ООО «Компания МеталлРесурс» с помощью руководства РКЗ? А почему же нет?
Загадочная медлительность топ-менеджера Калиновского
Удивляет в ситуации с «откатами» РКЗ и другое. Ведь глава ФГУП Андрей Калиновский, сменивший Нестерова, возглавил «Центр имени Хруничева», став врио руководителя, в октябре 2014 года.
По словам официального представителя «Центра Хруничева» Александра Шмыгова, руководство компании приняло решение завершить коммерческие отношения с ООО «Компания МеталлРесурс» в 2015 году.
Получается, что это решение было принято после начала коррупционного скандала весной или летом 2015 года. А, если бы этого скандала не произошло, то руководители РКЗ и ООО «Компания МеталлРесурс» продолжили бы «пилить» бюджетные деньги?
А не мог ли и Калиновский «подключиться» к этой «распильной теме»? Тем более, что он тоже, по мнению экспертов, якобы контролирует одно из ООО.
Космический бизнес
Внимание борцов с коррупцией привлек тот факт, что на данный момент ГКНПЦ им. М.В. Хруничева занимается внедрением на предприятии так называемых LEAN-технологий («бережливое производство»), работая с компанией ООО «Бизнес Трансформейшн Партнер».
Фирма ООО «Бизнес Трансформейшн Партнер» (Новосибирская область; ИНН 5407476681) была зарегистрирована 13 июня 2012 года. Это ООО на 33,33 % принадлежит самому Калиновскому .
Более того, именно Калиновский, по слухам, контролирует ООО «Бизнес Трансформейшн Партнер» . Получается, что Калиновский может отдавать господряды от ГКНПЦ подконтрольной ему фирме?
Интересна и еще одна «сомнительная практика», внедренная в «Центре Хруничева», по слухам, самим господином Калиновским. На предприятии практикуются штрафы и бонусы за доносы о недочетах .
Например, разметчик Гончаров, допустивший некое нарушение, оштрафован на 40%, а именно на 3481,88 рубля, а вот слесарь механосборочных работ Айдаров – на все 100%, то есть на 8524,08 рубля. Все эти деньги, изымаемые у трудового коллектива в виде штрафов, по данным работников центра, якобы идут на зарплаты топ-менеджеров.
Кстати, внезапно выяснилось, что у ГКНПЦ им. М.В. Хруничева перед Центром эксплуатации наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ), который обслуживает космодромы, образовался долг в размере 4 млрд рублей .
Получается, что на фоне огромных долгов ГКНПЦ им. М.В. Хруничева руководство этого предприятия и его «дочек» фактически позволяет себе делать бизнес «на стороне». Но можно ли после этого доверять управление «Центра Хруничева» Андрею Калиновскому?
«Защитник» Чемезов?
Впрочем, главе «Центра имени Хруничева» все сходит с рук. Ведь его покровителем является руководитель Роскосмоса Игорь Комаров, который ранее был директором «АвтоВАЗа» , входящего в «Ростех».
Более того, Андрей Калиновский сам является выходцем из госкорпорации «Ростех» , которой руководит влиятельный Сергей Чемезов.
Похоже, что по делу об «откатах» РКЗ сядут только рядовые фигуранты. А вот руководство ФГУП вновь выйдет сухим из воды. Ведь Чемезов своих не бросает и силовикам не «сдает».