Как стало известно “Ъ”, Солнцевский райсуд Москвы вернул в прокуратуру уголовное дело в отношении бизнесмена Дмитрия Чертока, сына бывшего заместителя руководителя Ространснадзора Владимира Чертока. Бенефициар ЗАО «Внуково Техникс» Черток-младший и бывший гендиректор этой структуры Людмила Рульнова обвиняются в хищении у ЗАО «Внуковская инвестиционная компания» спецтехники, обслуживавшей аэропорт Внуково, стоимостью почти 80 млн руб. Имеющиеся в обвинительном заключении нарушения УПК суд счел «существенным и неустранимым препятствием для вынесения приговора или иного решения».
Уголовное дело об особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ) в отношении бенефициара ЗАО «Внуково Техникс» Дмитрия Чертока и бывшего гендиректора этой структуры Людмилы Рульновой судья Солнцевского райсуда Москвы Ольга Гуторова вернула в прокуратуру со стадии предварительных слушаний.
Само заседание началось с целого ряда ходатайств защиты обвиняемых. Было среди них и требование о возвращении дела прокурору ввиду многочисленных нарушений УПК.
В частности, адвокат господина Чертока Константин Рогозин сообщил суду, что в деле фигурирует допрос его подзащитного, проведенный уже после объявления об окончании следствия, и, напротив, назначенную повторную судебно-лингвистическую экспертизу следователь отозвал якобы из-за уже завершившегося предварительного следствия, хотя оно еще продолжалось.
Кроме того, по словам адвоката, уже в ходе ознакомления с делом следователь предоставил защите 58 дополнительных листов, тогда как в сопроводительном квитке указал совсем другие цифры — 115.
В итоге суд пришел к выводу, что «установить точное количество дополнительных материалов, приобщенных следователем после ознакомления участников процесса с материалами дела, не представляется возможным». Это, а также другие нарушения закона на досудебной стадии, по мнению судьи Ольги Гуторовой, препятствуют вынесению приговора или иного решения. Таким образом, уголовное дело было возвращено для устранения нарушений УПК московскому межрегиональному транспортному прокурору.
Как уже рассказывал “Ъ”, расследованием этого дела Московское межрегиональное следственное управление на транспорте Следственного комитета России (СКР) занималось с начала 2018 года. Поводом для этого стало обращение представителей ЗАО «Внуковская инвестиционная компания». Как следует из материалов дела, в декабре 2014 года у нее с помощью поддельных документов была похищена спецтехника, обслуживавшая аэропорт Внуково. Причем изначально в материалах расследования фигурировали лишь три коммерсанта, два из которых якобы дали показания на Дмитрия Чертока как организатора хищения. В результате обоим обвиняемым переквалифицировали деяние с мошенничества на подделку документов (ст. 327 УК РФ) и в связи с истечением срока давности освободили от уголовной ответственности. Таким образом, среди обвиняемых в мошенничестве оказались скрывшийся за границей 49-летний Дмитрий Черток, сын экс-заместителя руководителя Ространснадзора Владимира Чертока, и бывший гендиректор ЗАО «Внуково Техникс» 61-летняя Людмила Рульнова. В отношении последней избрали меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
Как считают в СКР, Черток-младший совместно с соучастниками изготовил поддельные договоры цессии между ЗАО «Внуково Техникс» и ЗАО «Внуковская инвестиционная компания».
На их основании принадлежащая ему организация якобы в качестве погашения задолженности получила противообледенительные машины, установку воздушного запуска, ассенизационную машину и несколько погрузчиков. Впоследствии вся эта спецтехника была реализована третьим лицам. Нанесенный ее настоящему владельцу ущерб следствие оценило почти в 80 млн руб.
По ходатайству следствия в декабре 2018 года Мещанский райсуд Москвы заочно арестовал Дмитрия Чертока, после чего его объявили в международный розыск. Уже через полгода бенефициара ЗАО «Внуково Техникс» (находится в стадии банкротства) задержали в Венгрии, а летом прошлого года беглого бизнесмена экстрадировали в Россию.
Своей вины в инкриминируемом деянии ни Дмитрий Черток, ни Людмила Рульнова не признают. Адвокат Константин Рогозин заявил “Ъ”, что «в действиях обвиняемых нет состава преступления, а в материалах уголовного дела отсутствуют доказательства их виновности».