Чеченский лидер провел заседание с членами республиканского правительства, в ходе которого раскритиковал предложенный министерством финансов России проект бюджета ЧР на 2017 год. Речь идет о сокращении дотаций Чечне из тощающей федеральной казны. «Премьер-министр подробно проинформировал о работе по согласованию проекта бюджета ЧР с Минфином РФ. Возникает много вопросов. Нас не может устраивать предлагаемый Минфином РФ вариант проекта бюджета», - написал Рамзан Кадыров в своем инстаграме. Политик заявил, что «несмотря на исключительно тяжелую послевоенную ситуацию», бюджет республики был секвестирован.
Между тем, эксперты могут напомнить Рамзану Ахматовичу, что секвестр чеченского бюджета федеральный центр восполнил с лихвой. «Если у всех отобрали 3%, а Чечне добавили 8%, то думайте сами. У меня есть цифры на 2016 год, но озвучить я их не могу, поскольку официально они не опубликованы. Действительно, был 2013 год, когда Чечне очень прилично подрезали трансферты, но потом, как видите, все вернули и еще добавили», - резюмирует глава региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.
Более того, Кадыров даже пригрозил неисполнением взятых на себя социальных обязательств! То есть выполнять «социальные обязательства» «эффективный чеченский политик» готов только за счет субсидий...
Странно только то, что свои претензии Кадыров адресует Минфину. Ведь, по словам самого главы республики, еще в 2011 году Рамзан Кадыров и понятия не имел, откуда в бюджет Чечни «текут» деньги. «Аллах дает. Не знаю. Откуда-то берутся деньги», - так ответил политик на соответствующий вопрос журналистов.
Теперь выяснилось, что деньги все же дает федеральный центр, и «плохой» Минфин никак не хочет считаться с потребностями чеченского лидера. А потребностей у господина Кадырова очень много.
Первый среди дотационных
Если глава республики и может чем-либо гордится, так это тем, что Чечня не выходит из топа наиболее дотационных российских республик. В частности, в 2010 году доходы бюджета ЧР составили 56,9 млрд рублей, из них 52 млрд – дотации из федерального бюджета. Дотационность республики в 2015 году составляла 83% - федеральный центр перечислил Чечне 61 млрд рублей. В 2016 году 58-миллиардный чеченский бюджет на 48 млрд рублей состоял из дотаций.
За период с 2007 по 2015 год республика получила из федерального бюджета 539 млрд рублей. В среднем ежегодно Чечня субсидировалась на 60 млрд рублей. Исходя из этого показателя, республика находится в тройке самых дотационных российских регионов. На все претензии о чрезмерной дотационности Чечни, которая фактически «живет» за счет федерального бюджета, Кадыров отмахивается, привычно переводя все на политическую риторику. В прошлом году политик заявил, что недоброжелателям просто не нравится, что «есть такая республика, в которой 97 процентов населения пойдут за руководством государства».
Правда, вопросов-то это не снимает: экономика Чечни продолжает быть дотационной не менее, чем на 80%, а окружение Кадырова, да и сам глава республики ведут настоящий «султанский» образ жизни. В том числе, и за счет бюджета.
Роскошь по-восточному
Ну да, дает Аллах деньги, почему бы не обставить свой кабинет в лучших традициях кавказского шика? Да что там мебель и интерьер за 10 миллионов! Ради того, чтоб окружающий ландшафт радовал глаз мудрого и скромного правителя, не жалко даже 10 миллиардов. Именно в такую стоимость эксперты оценили строительство кадыровской резиденции, для которой даже меняли русло реки Сунжи. Площадь комплекса вполне сопоставила с московским Кремлем.
Не жалко кадыровцам денег и на быструю и комфортную езду. Например, на элитные автомобили, которых в республике, по данным «Автостата», с начала правления Рамзана Ахматовича в 2007 году было зарегистрировано 40 штук. И кризис покупке дорогих авто вовсе не помеха. В 2008 году, когда российские регионы экономили на чем могли, количество дорогих авто в республике увеличилось до 173 штук. В 2011 в республике была зарегистрирована уже 201 элитная машина, а два года спустя их стало уже 343!
Да и сам Кадыров – пример для подражания. Один из отпусков он, в частности, провел в пятизвездочном отеле Mardan Palace в Анталье. На отдыхе глава Чечни ездил на Rolls Royce Phantom Cabrio за 2 млн долларов и парился в бане с золотым (в прямом смысле) интерьером.
Как кадыровцы с «ябедами» расправляются
Пока глава Чечни и его окружение ведут вызывающе роскошный образ жизни, население Чечни предпринимает неудачные попытки пожаловаться на ужасающую ситуацию в республике. Неудачную – потому что в итоге их дома сжигают, а им самим приходится бежать из ЧР. Весной 2016 года разразился скандал, когда житель республики Рамазан Джалалдинов записал к «прямой линии» с Владимиром Путиным видеообращение, в котором рассказал, что социальные пособия и зарплаты местное население зачастую получает только после сбора чиновниками «дани» в размере двух третей от суммы.
После этого в село, где проживал Джалалдинов, нагрянули «кадыровцы» и потребовали принести извинения (глава Чечни вообще любит, когда перед ним приносят извинения по местному телевидению). В итоге к «жалобщику» приехали неизвестные, вывезли и бросили семью Джалалдинова, а дом сожгли. В назидание остальным. Правда, подано это все было под «антитеррористическим соусом».
Экономия по-кадыровски
Те, кто не жалуются, судя по размеру субсидий, вроде бы должны жить неплохо. То же самое говорят и подсчеты Минфина, согласно которым жители Чечни живут заметно лучше населения других регионов России. Минфин как-то подсчитал, что уровень бюджетной обеспеченности Чечни – впереди всей России. В 2010 году показатель на каждого жителя Чечни составлял 174% от среднероссийского, в 2012 он, правда, слегка снизился - до 107%, однако плановый показатель равнялся 59%.
Глава Чечни в своем инстаграме, намекнув, что потребует от Минфина «накинуть» еще денег, привел аргумент, который плохо согласуется со статистикой. Так, он заявил: «За последние годы в Чечне построены десятки и сотни социальных объектов, школ, медицинских учреждений. Они оснащены современным оборудованием, которое требует дорогостоящего обслуживания». То есть деньги якобы нужны на обслуживание «сотен» построенных в республике соцобъектов?
Вот только статистика говорит как раз об обратном. Если в 2011 году число больничные коек в Чечне (по этому показателя республика находится на предпоследнем месте) увеличилось на 2596 мест, то дальше число койко-мест стало сокращаться с 10 тысяч в 2012 и 2013 годах до 8,7 тысяч в 2014 году, когда в ЧР не появилось ни одного нового больничного места!
Не лучше ситуация и с детскими садами – Чечня демонстрирует самые длинные детские очереди в дошкольные учреждения. Аналогичная ситуация со школами: 2005 году их в регионе было 460, в 2014/15 учебном году – только 480. Если все деньги не уходят на обеспечение населения Чечни достаточной социальной инфраструктурой, то куда же тратит миллиарды окружение Кадырова?
Теперь господин Кадыров высказал явную неготовность урезать свои собственные аппетиты и сократить «питание» своему окружению. Но денег в федеральной казне катастрофически не хватает, и Москва вряд ли пойдет на уступки Грозному. Ведь в преддверие президентских выборов непопулярные решения чреваты. А политологи уже говорят, что Владимир Путин
может избрать предвыборную стратегию, выстроенную на противопоставлении «радикальным охранителям» - именно так в медиапространстве себя позиционирует Рамзан Кадыров.