«Каменск-Уральский металлургический завод», связанный с Виктором Вексельбергом, из-за перебоев с оплатой товаров иностранными партнерами перестал рассчитываться по счетам за поставленное на производство алюминиевое сырье. Торговый дом ОК «РУСАЛ» требует перечислить ему около 4 миллиардов рублей. Представители завода из Каменска-Уральского уверяют, что долг сформировался в феврале 2022 года после обострения внешнеполитических и экономических отношений России и западных стран. На КУМЗе не дают прогнозов, когда рассчитаются с поставщиком, который и ранее был вынужден выбивать с завода долги через суд. В настоящее время на рассмотрении Арбитражного суда Москвы находятся десятки исков более чем на 300 миллионов с требованием выплатить «РУСАЛУ» неустойку за неоплаченный своевременно первичный алюминий. Речь идет о поставках 2018-2020 годов. Договор между компаниями подразумевал солидные штрафные санкции, но в части требований арбитраж отказал, так как в период пандемии коронавируса алюминиевый завод из Свердловской области получил статус системообразующего предприятия, что, помимо льгот и финансовой поддержки, позволило ему на протяжении шести месяцев не платить по счетам. Введенный государством мораторий запрещал насчитывать неустойку даже за просроченные ранее платежи.
АО «Объединенная компания РУСАЛ – торговый дом» выступило с многомиллиардными исками по взысканию долгов за поставленный первичный алюминий и неустойки за срыв сроков расчетов. Ответчиком в череде споров выступает ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод» (КУМЗ). В общей сложности, за прошедший год металлурги потребовали выплаты 4,3 млрд рублей в рамках более чем сорока исковых требований.
«Правда УрФО» направила в компанию запрос с просьбой прокомментировать, за какой период образовался столь существенный долг за поставленный алюминий, а также чем контрагент объясняет солидные задержки в оплате поставленного сырья для дальнейшей переработки. Пресс-служба объединенной компании отказалась раскрывать подробности спора. В настоящее время торговому дому ОК «РУСАЛ» в рамках судебного процесса поручено провести сверку взаиморасчетов.
Напомним, по данным Росстата, 98% уставного капитала завода принадлежит холдингу «Алюминиевые продукты». Его бенефициарами являются ООО «Инвесил» Владимира и Александра Скорняковых и ООО «Ренова Актив» Виктора Вексельберга. В 2021 году предприятие попало под санкции, введенные из-за спецоперации на территории Украины. Менеджмент предприятия подчеркивал, что на производственную деятельность КУМЗа ситуация глобально не повлияет, так как санкции подразумевали запрет на продажу уральскому заводу высокотехнологичного оборудования. При этом покупать алюминиевые детали иностранные партнеры не отказывались.
Комментируя самый крупный иск структуры «РУСАЛА» в 3,9 млрд рублей, пресс-служба завода заявила «Правде УрФО», что долг образовался в феврале 2022 года, а именно в период начала спецоперации. «Задолженность связана с возникшими трудностями по получению предприятием денежных средств от экспортных продаж», – подчеркнул представитель КУМЗа, не давая прогнозов по срокам расчета с контрагентом. Согласно официальной информации предприятия, география поставок до последнего времени насчитывала 19 стран, среди которых США, Канада, Япония, Франция, Германия, Швеция, Финляндия и многие другие страны еврозоны.
Между тем производитель алюминия в настоящее время настаивает на наличии более ранних обязательств, которые возникли из-за срывов сроков оплаты, произошедших задолго до обострения внешнеполитических и экономических отношений. Претензии более чем на 300 млн рублей из-за несвоевременной оплаты «РУСАЛ» выставил КУМЗу еще в 2020 году, но гасить пени и штрафы представители управляющей компании «Уральский алюминий», которые на тот момент руководили предприятием, отказались.
В настоящее время КУМЗ пытается уйти от многомиллионных неустоек, которые достались активу от прежнего руководства. В качестве основного аргумента в суде приводят довод, что в апреле 2020 года компания была внесена в перечень системообразующих организаций, утверждаемый правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики.
«Поскольку данное постановление опубликовано 6.04.2020 года, то с этой даты невозможно начисление каких-либо финансовых санкций на задолженность ответчика. Кроме того, ответчику была представлена мера поддержки в виде моратория на банкротство, то есть государство признало ответчика нуждающимся в мерах государственной поддержки», – заявили в суде юристы КУМЗа.
Ранее Президиумом Верховного Суда РФ были даны разъяснения о последствиях введения указанного моратория. Одним из них является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория. Соответственно, начислять штрафы на неисполненные платежи было запрещено вплоть до октября 2020 года. Между тем некоторые долговые обязательства возникли у компании еще в 2018 году, и, исходя из этого, суд зачастую удовлетворяет уже рассмотренные иски, уменьшая размер неустойки лишь частично.
Напомним, в 2021 году после провальной управленческой деятельности прежнего руководства КУМЗа, которое связывали с семьей Скорняковых, акционеры приняли решение отказаться от услуг управляющей компании и назначить единоличным директором Андрея Берсенева. В 2020 году завод получил чистый убыток в 7,1 млрд рублей. В первом полугодии прошлого года предприятие отчиталось о чистой прибыли в 402 млн рублей (в первом полугодии 2020 года чистый убыток достигал 3,56 млрд рублей). После этого компания прекратила раскрывать свою финансовую отчетность и даже заблокировала на сайте раздел, в котором размещала информацию о финансовых результатах.