Импортозамещять, так по «полной» - вслед за продуктами, одеждой и автопромом чиновники озаботились IT-кластером. Глобальный проект затеяло Минкомсвязи, вознамерившееся раздать гранты на разработку программного обеспечения made in Russia .
Речь не идет о программах для домашнего ПК – на гранты претендуют разработчики профпродуктов, например, для строительства или промышленности. Государство страхуется от санкционных издержек – попав в список “неблагонадежных”, компаниям уже не купить ПО у американских разработчиков. Есть и сображения секретности – для оборонных предприятий использование отечественного ПО принципиально важно.
На русский софт ведомство г-на Никифорова хочет потратить 3 млрд рублей в 2015 году. На этот кусок пирога претендует около 70 консорциумов и ведомств. По задумке, в состав консорциумов входят не толькотраработчики, но и потенциальные потребители нового ПО, например, “Уралвагонзавод”, “КАМАЗ”, “КБ Сухой”, “Вертолетные заводы”, а также предприятий оборонной промышленности.
“Гранты - тема хорошая, но эффективность зависит от того, получат ли их состоявшиеся компании, у которых есть клиентская база, и она готова “пилотировать” эти продукты”, - говорит управляющий партнер компании AT Consulting Сергей Шилов. Если ПО никто не пользуется, оно мертво. Просто дать деньги под бизнес-план – это потерянные деньги, объясняет он. К тому же, если выдать сразу большие суммы (а на них претендуют практически все заявители), есть риск того, что ничего не будет сделано, а когда деньги кончатся, все покраснеют и разойдутся.
Впрочем, уточняет он, не исключено, что проект и вовсе не состоится – денег в бюджете нет и где взять 3 млрд рублей, не очень ясно.
Деньги, кстати, прентенденты и правда просят немалые. Так, консорциум, в который входит компания “АСКОН”, просит 5 млрд рублей, а группа в составе МГТУ им. Баумана, Казанского авиационного института и республики Татарстан (также претендуют на грант) попросили еще в 2014 гоу 61 млрл на 7 лет.
В самом ведомстве говоря о совместном финансировании, однако источники последнего пока абсолютно не ясно, Возможон, в проекте будут задействованы средства Ростеха и Фонда перспективных исследований.
Пока министерство никифорова просто собирает информацию, полагает главный редктор PCWeek Алексей Максимов. Протенциальные грантополучатели же просто хотят получить деньги.
С его точки зрения, коммерциализация проекта под вопросом – мало разработать отечественное ПО и перевести на него предприятие, говорит Алексей Максимов, должен быть гарантированный сервис, техническая поддержка, обучение, а это вызывает сомнение.
Евгений Ицаков, доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС
"Вопрос импортозамещения иностранного программного обеспечения стоит на повестке дня по нескольким причинам. С одной стороны, это уязвимость отечественных компьютерных систем, использующих иностранное ПО. С другой стороны, опасность, что на новом этапе санкций часть используемого госструктурами иностранного ПО могут просто отключить из-за рубежа, что может привести к нарушению ритмичности работы системы госуправления и существенным потерям экономики страны.
По данным самого Минкомсвязи они планируют потратить на поддержку отечественных проектов по замещению зарубежного ПО от 3 до 5 млрд рублей в ближайщем году. В перспективе 10 лет планируется выделять на эти цели по 200 млн рублей ежегодно. Скорее всего, уже состоявшиеся IT-компании смогут участвовать в конкурентных закупках, результат которых напрямую зависит от коммерческих составляющих заявки, а новые компании получат возможность претендовать на гранты.
С точки зрения безопасности оправдано замещение ПО на компьютерах и смартфонах как минимум сотрудников ключевых ведомств и госпредприятий. Оправдано развитие антивирусов, блокирующих хакерские атаки. Пример Ирана, чья ядерная программа существенным образом пострадала из-за атаки хакеров в прошлом году, наверняка заставил руководство нашей страны задуматься на тему информационной безопасности. Также целесообразно замещать хотя бы в примитивном виде СУБД, используемые федеральными ведомствами.
Остаются открытыми вопросы программного обеспечения, поставляемого или уже ранее поставленного в страну с импортным оборудованием. Заместить его практически невозможно, только если целиком с оборудованием. Второй вопрос, это то, на каких платформах будет написано ПО, признаваемое российским. Если оно написано на зарубежных платформах, то почти наверняка будет содержать уязвимости и будет подвержено внешнему вмешательству".
Владимир Рубанов, президент и генеральный конструктор компании "НТЦ ИТ РОСА":
"НТЦ ИТ РОСА" совместно с Альт Линукс является инициатором проекта по разработке "Корпоративной платформы на базе отечественных операционных систем". Смысл проекта простой - доработать имеющиеся отечественные ОС на базе Linux до необходимого уровня, достаточного для широкого использования их в крупных корпоративных ИТ-инфраструктурах. Это наш основной проект. К нему мы подключили более 20-ти партнеров - это учреждения РАН, системные интеграторы с собственной экспертизой в разработке open-source технологий, разработчики отечественных аппаратных платформ, компании в области информационной безопасности, отечественные разработчики прикладных продуктов, требующих специальной интеграции с ОС и др. Проект подразумевает подключение новых партнеров и в процессе дальнейшей работы. Глобальная задача - развивать отечественные компетенции в разработке ПО и создавать технологии и продукты, которые помогут укрепить технологическую независимость России.
Также мы участвуем в качестве партнеров в ряде других проектов, так как операционная система является основой для работы самых разных видов ПО. Так, РОСА участвует в проекте по мобильной ОС, проектах по доработке СУБД, в проектах по облачным платформам.
Все проекты построены по принципам совместного финансирования разработок, объем государственной доли на всех участников в каждом проекте - порядка 200-500 млн. руб в год".