Давление газа на Индию возрастает

Источник
«Газпром» и Gail не могут прийти к компромиссу.
Переговоры между «Газпромом» и его крупнейшим клиентом на рынке сжиженного газа индийской Gail о пересмотре контракта зашли в тупик. Монополия направила Gail уведомление о начале исполнения контракта на поставку СПГ в 2018 году, хотя индийская компания настаивала на отсрочке, снижении объемов и цены, что для «Газпрома» означало прямые убытки. Аналитики считают: сторонам придется прийти к компромиссу, учитывая важность индийского рынка для «Газпрома». Но, уточняют источники “Ъ”, переговоры, скорее всего, выйдут на политический уровень и компромиссы возможны уже за пределами газового рынка.

«Газпром» направил индийской Gail стандартное уведомление о начале исполнения контракта на поставку сжиженного газа с апреля 2018 года, сообщил Bloomberg и подтвердили источники “Ъ”. Речь идет о контракте 2014 года на 2,5 млн тонн СПГ в год (с возможностью увеличения до 3,5 млн тонн) на 25 лет, поставки планировалось начать в 2018 году. О проблемах стало известно еще в 2016 году: Gail уведомила «Газпром», что хочет пересмотреть условия контракта, в том числе снизить поставки в первые годы, общий объем и цену. Но уведомление монополии означает, что она решила настаивать на своем и не пересматривать условия. Это подтвердили источники “Ъ” в отрасли. По их словам, переговоры в тупике и вопрос, вероятно, будет вынесен на высший политический уровень, поскольку речь идет о неизбежной потере той или иной стороной крупных сумм. В «Газпроме» отказались от комментариев, в Gail не ответили на запрос.

Контракт с Gail — самый крупный в СПГ-портфеле «Газпрома». Исходно планировалось, что газ пойдет со Штокмановского проекта монополии, но проект был заморожен. Тогда «Газпром» заключил контракт с «Ямал СПГ» Новатэка о закупке 2,5 млн тонн СПГ в год в течение 20 лет. Эта сделка закрывает короткую позицию «Газпрома» по индийскому контракту, и монополия зарабатывает только как трейдер.

«Газпром» будет получать ямальский газ в бельгийском Зебрюгге на условиях FOB. По данным “Ъ”, нефтяная привязка в контракте составляет 13,2% к цене Brent, то есть при цене $60 за баррель газ будет стоить около $7,9 за MMBTU. В контракте с Gail тоже нефтяная привязка — по данным “Ъ”, 13,7% к индексу JCC (Japanese Crude Cocktail, средняя цена импортируемых Японией сортов нефти, является бенчмарком для углеводородов в Азии и, как правило, немного ниже Brent). Кроме того, в формуле есть константа $0,5 за MMBTU, которая исторически служит компенсацией транспортных расходов, так как «Газпром» по контракту с Gail поставляет СПГ на условиях DES в терминал Dabhol на юго-западном побережье Индии. Таким образом, маржа «Газпрома» при плановом развитии событий должна была составить разницу между ценами двух контрактов, или примерно $55 млн в год при цене нефти в $60 за баррель.

Но спрос на газ в Индии оказался меньше расчетов Gail (во многом из-за задержек со строительством внутренних газопроводов), и в этом году индийской компании уже приходилось перепродавать СПГ, полученный по долгосрочным контрактам. СПГ-контракты традиционно содержат жесткое условие take-or-pay (не менее 85%), и Gail грозят убытки, так как при перепродаже на споте она, скорее всего, получит цену ниже (а контракт с «Газпромом» на условиях DES вообще не предусматривает перепродажу). Поэтому Gail хочет минимизировать закупки в ближайшие годы и в целом сократить объем контракта. Однако если с первым, по данным “Ъ”, «Газпром» был готов согласиться, то на второе условие идти не хочет: оно оставляет монополию с большой длинной позицией на рынке, где из-за прихода новых производителей и падения цен на нефть условия теперь совсем другие, нежели в 2014 году.

Кроме того, с учетом того же изменения конъюнктуры рынка Gail просит довольно существенного снижения цены. По данным собеседников “Ъ”, Gail хотела бы уменьшить коэффициент в формуле до 12,5%. И хотя реально, исходя из похожих сделок на рынке, индийская компания может рассчитывать только примерно на 13%, даже такое снижение цены оставит «Газпром» в чистом убытке. Пересмотр контракта «Газпрома» с «Ямал СПГ» не рассматривается, так как он является одним из базовых для проектного финансирования завода и «вообще это неправильно», говорит один из источников “Ъ”.

Жесткая же конфронтация между сторонами вряд ли возможна. В Азии, в отличие от европейской практики последних лет, споры по долгосрочным контрактам в целом не принято решать в арбитраже, они завершаются в результате многолетних переговоров и порой с использованием сторонами действий «на грани фола». Так, дочерняя структура Gail — Petronet — в 2015 году сократила отбор по контракту с катарской Rasgas на 68%, вынудив ее пойти на уступки по цене. В случае с «Газпромом» ожидать арбитража также не стоит, полагает Роман Казьмин из ICIS. По его мнению, так как речь идет о двух госкомпаниях, вопрос будет решаться на политическом уровне, при этом «Газпром» в итоге пойдет на определенный компромисс, учитывая перспективы и важность индийского рынка для компании в будущем.
Персоны Компании
"Золотой парашют" Евгения Мурова
Семья экс-главы ФСО получила собственность на миллиарды рублей.
Дом для Гули, Амины и Саида
Обнаружены новые доказательства причастности российского бизнесмена Сулеймана Керимова к виллам на Лазурном берегу во Франции.
Подорожавшее на четверть за полгода авиатопливо потянет за собой цены на билеты
Авиакомпании могут поднять цены на билеты уже на Новый год.
Газпром взрывает россиян
В России выросло количество травм при эксплуатации трубопроводов и технических помещений. Большая их часть приходится на газовую корпорацию, которой руководит Алексей Миллер.
"Газпром" займет в 2018 году рекордные 7 миллиардов долларов
Средства будут направлены на финансирование самой крупной в истории концерна инвестиционной программы.
Денежный поток «Газпрома» уходит в минус
Из-за рекордной инвестпрограммы и низких цен на газ.
Сбербанк потратил 3 миллиарда рублей на уголовные дела в ЯНАО
Банк Германа Грефа планирует привлечь к разборкам с должниками МВД РФ.
«Газпром» намерен побить рекорды по инвестициям в будущем году
На проекты компания планирует направить 1,2 трлн рублей.
«Царьград» уходит в историю
Патриотическим паркам Константина Малофеева не хватило французских денег
Раскулачивание «Газпрома». Почему его конкуренты хотят реформировать газовую отрасль
В случае выделения из «Газпрома» газотранспортной системы, «Роснефть» и «Новатэк» будут выступать за приведения газовой отрасли к модели нефтяной — что подразумевает либерализацию экспорта трубопроводного газа.
Усманова заподозрили в покупке акций Facebook за государственные деньги
Олигарх попал в очередной офшорный скандал.
У «Газпрома» снова возникли проблемы на внешнем рынке
В последнее время российской газовой монополии явно не везет с зарубежными партнерами. Выход на европейский рынок для «Газпрома» постепенно сужается, а разрекламированный экспорт в Китай с «Силой Сибири», похоже, так и не будет налажен. Да и внутри страны не все в порядке.
Доля «Газпрома» на европейском рынке достигла максимума
Корпорация теперь сможет увеличить объем экспорта только за счет Китая.
«Физические лица остаются самыми добросовестными плательщиками»
Денис Паслер, возглавивший энергетический дивизион «Реновы» – «Т плюс» после ареста его руководителей, рассказывает о стратегии компании, снижении долговой нагрузки и расшивке неплатежей.
Кремль потребовал позитивных новостей
Администрация президента РФ предписала ведущим российским компаниям присылать ему новости, которые представляют руководство страны в выгодном свете. Эксперты говорят, что инициатива исходила от Сергея Кириенко.
«Новатэк» углубилась в газ юрского периода
Компания получила большой приток углеводородов при разведке залежей на глубине 4100 метров.
Красные против «Газпрома»: сколько тратит КПРФ на профессиональный футбол
Мини-футбольный клуб «КПРФ» в год столетия Октябрьской революции укрепил состав игроками сборной России и Испании и громит соперников по суперлиге. РБК изучил причины взлета единственного в мире партийного профессионального клуба.
Наш ответ «райскому досье»: как российские миллиардеры отреагировали на разоблачения
Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) обвинил Алишера Усманова и Юрия Мильнера в использовании средств российских госкомпаний для покупки соцсетей.