Поговорка “не в деньгах счастье” иногда подходит даже тем, кто готов променять на материальные блага и карьеру, и свободу. В делах с коррупционным составом упоминаются не только тысячи и миллионы рублей, но и всевозможные иные подношения, за которые государственные служащие готовы оказывать различные услуги: от дорогостоящих авто и турпутевок до мангалов, стройматериалов и даже новогодних елок. На чем погорели взяточники в 2021 году — в обзоре ПАСМИ.
Обустройство быта
На этой неделе был оглашен приговор троим подмосковным экс-полицейским, уличенным в коррупции. Бывший начальник ОМВД России по городскому округу Чехов Андрей Большаков получил 7 лет и 3 месяца колонии строго режима, его подчиненные Вадим Золотов и Андрей Кузнецов — по 7 лет ровно.
Полицейских задержали при получении 400 тыс. рублей от местного предпринимателя. Бизнесмен обратился в правоохранительные органы после того, как с него потребовали ежемесячную дань за общее покровительство в размере 200 тыс. рублей. Вероятно, это было последней каплей, переполнившей чашу терпения взяткодателя: до этого он уже передал сотрудникам МВД взятки на сумму 160 тыс. рублей. Причем, это были не деньги: подчиненные Владимира Колокольцева позарились на предметы для обустройства дачного быта: мангалы, шампуры, садовые качели и наборы для камина.
Если подмосковные стражи порядка готовились к шашлычному сезону, то их новосибирский коллега хотел красиво встретить Новый год. В прошедшем декабре замначальника отдела полиции «Верх-Тулинский» Олег Юферов не стал привлекать к административной ответственности бизнесмена, потребовав за это взятку в виде новогодней елки за 5 тыс. рублей. Еще 33 тыс. он получил от предпринимателя за общее покровительство новогоднему бизнесу. На прошлой неделе бывший полицейский был приговорен к штрафу в размере 250 тысяч рублей.
Сотрудник органов внутренних дел из Курганской области штрафом не отделался — в апреле бывшего начальника ОМВД по Далматовскому району Андрея Кашина приговорили к 4,5 годам колонии. Погорел он также на любви к уюту: по версии следствия, полицейский прикрывал незаконную торговлю алкоголем и табаком, взамен получая взятки в виде стройматериалов и мебели для ремонта и обустройства частного дома.
Домик коррупционера
Любовь к дачной жизни подвела и заместителя гендиректора «Газпром газораспределение Киров» Александра Остапчука. Против него возбудили два уголовных дела по статье об особо крупном коммерческом подкупе. За помощь с договорами подряда строительная компания возвела на его участке дом, установила в нем мебель и оборудование. Эти услуги следователи оценили в 11 млн рублей. Впрочем, и “живыми деньгами” подчиненный Алексея Миллера не погнушался — вначале сообщалось о взятке в 10 млн рублей, потом выявили новые эпизоды на сумму в общей сложности в 83,5 млн рублей.
На желании бесплатно обзавестись дачей погорел и бывший мэр Котласа Андрей Бральнин. Его задержали в марте по подозрению во взяточничестве, а в июле предъявили новые обвинения. По версии следствия, за покровительство в сфере строительного бизнеса гендиректор местной компании построил на участке градоначальника дом и баню стоимостью 2,87 млн рублей.
Глава межрайонной инспекции ФНС России в Туапсе Елена Семеняк потребовала от бизнесмена за общее покровительство взятку в виде аренды коттеджа. В целях конспирации договор заключили между компанией взяткодателя и родственницей сотрудницы налоговой. Во сколько обошлось снять домик, не сообщается, но услуги Семеняк явно стоили дороже — предприниматель также перевел на счет ее родственницы 4,5 млн рублей. Правда затем обратился к правоохранителям, и в феврале 2021 Семеняк задержали.
Теплые края
Чиновников федерального уровня отдых на даче и даже в коттедже на Черном море мало интересует. Так, экс-помощница бывшего вице-премьера России Аркадия Дворковича Анастасия Алексеева предпочитает экзотические страны. Уголовное дело о взятках от представителей фармацевтических компаний за продвижение их продукции было возбуждено еще в феврале прошлого года, неделю назад его передали в суд.
По версии следствия, Алексеева за счет взяткодателя в 2016 году съездила на новогодние каникулы в Таиланд, а на майские праздники — в Доминикану. Отдых, судя по всему, получился роскошным — общая сумма путевок и авиабилетов составила 4 млн рублей.
Впрочем, в российских регионах тоже научились ценить комфорт на морском побережье. 10 сентября был оглашен приговор вице-мэру Барнаула Сергею Демину. По делу о взятках он получил 9 лет колонии строгого режима и штраф в размере 15,1 млн рублей.
Кака выяснили следствие и суд, в 2019 году Демин получил от своего знакомого Александра Канакова путевку на Канарские острова. Взамен чиновник устроил друга на должность главы принадлежащей мэрии строительной компании. На этом сотрудничество не закончилось — Демин и Канаков потребовали у подрядчика 15 млн рублей за беспрепятственную приемку построенного дома. При передаче первого транша их задержали сотрудники ФСБ.
Дорожные работы
В последнее время, судя по новостям, коррупционеры стали активно интересоваться материалами для строительства дорог. Так, бывшего начальника отдела технического надзора управления автодорог Брянской области Валерия Чмуту уличили во взятке в виде песка, щебня и асфальтобетонной смеси на общую сумму 1,2 млн рублей. В начале сентября он был приговорен к 5 годам лишения свободы и штрафу в размере 2 млн рублей.
В апреле 7,5 лет колонии получил начальник управления ГИБДД УМВД по Новгородской области Владимир Лонской. Его признали виновным в нескольких эпизодах получения взяток. Так, за организацию сопровождения грузоперевозок патрульным автомобилем высокопоставленный гаишник разжился 300 тыс. рублей, а также бутылкой коньяка стоимостью 4 тыс. А за беспрепятственное выполнение дорожных работ он получил в качестве взятки 21 куб. м асфальтобетонной крошки.
На тот же стройматериал позарился младший коллега Лонского из Владимирской области. Начальник отдела Гороховецкого районного ГИБДД Владимир Сочнев был задержан в середине июля по подозрению в получении 200 тонн асфальтовой крошки. По данным правоохранителей, такой презент Сочневу преподнес представитель компании, которая занималась ремонтом федеральной трассы. В обмен глава отдела якобы пообещал, что грузовики предпринимателя не будут штрафовать за нарушение ПДД.
Взятка на колесах
Экс-начальник отдела по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции ОМВД Магадана Андрей Величко и его бывший подчиненный Виктор Удалых проявили более традиционный подход к взяточничеству. Они получили от одного из свидетелей по уголовному делу автомобиль Lexus LX470, а в обмен уничтожили часть изъятых в ходе расследования документов. За это преступление и еще ряд эпизодов, в которых фигурировали “живые” миллионы, полицейских приговорили к 10 и 11 годам лишения свободы.
Судья арбитража Алтайского края Алексей Городов поставил взятки на поток. Он принял четыре решения в интересах арбитражного управляющего Алексея Долгова, оценив их в 500 тыс. каждое. А началось взаимовыгодное сотрудничество еще в 2010 году, когда Городов купил у Долгова автомобиль Toyota Land Cruiser Prado со скидкой в 360 тыс. рублей.
Такая же сумма фигурирует в деле бывшего заместителя председателя правительства Ставропольского края Александра Золотарева. 360 тыс. стоил автомобильный прицеп, который чиновник получил в качестве отката от подрядчиков строительства медучреждений в регионе. Правда одним прицепом они не обошлись — общая сумма взяток составила 64,3 млн рублей.
Главный энергетик специализированного застройщика Нижегородской области «Дирекция по строительству» оказался поклонником немецкой автотехники. Его арестовали по обвинению в получении взятки от представителя субподрядчика по строительств школ и детадов. За 600 тыс. рублей и автомобиль Mercedes-Benz E200 стоимостью 6,5 млн рублей обвиняемый помогал коммерсантам в заключении договоров.
Бывший заместитель прокурора Нижегородской области Дмитрий Жиделев не смог выбрать между “германцами” и “британцами”. В марте суд отправил его в колонию строгого режима на 12 лет, признав виновным в получении взятки в виде двух автомобилей — RangeRover и BMW Х3 стоимостью свыше 6 млн рублей. За это Жиделев оказывал взяткодателю различные услуги — от организации уголовного преследования контрагентов, до поиска силами полиции дорогостоящего телефона и освобождения от ответственности за попытку изнасилования.