Исполнитель многомиллиардных государственных контрактов – сургутский «Трест «Запсибгидрострой» («Трест «ЗСГС») – спровоцировал конфликт между подконтрольным ЦБ банком «Траст» и финансовой структурой «Сургутнефтегаза». Финансисты уже выразили свои сомнения и относительно притязаний на сотни миллионов рублей самого СНГБ, и аффилированной с ним структуры – «ДмитровМонтажГрупп», указав на возможные связи с ЗСГС. Теперь к разбирательствам, судя по всему, будут подключаться и другие ресурсные игроки. В очередь за средствами «Запсибгидростроя» уже выстроились Сбербанк, структура ВТБ, и СП «Новатэка» с его иностранными партнерами. О претензиях на сотни миллионов рублей заявила и компания «Больверк», получившая широкую известность после уголовного дела о вероятном хищении 1,6 млрд при строительстве международного морского порта в Калининградской области. Пока стороны разбираются в судах, наблюдатели указывают на исторические связи компаний, руководство и бенефициары которых, к прочему, имели совместные активы. За спором внимательнейшим образом наблюдают и «Сургутнефтегазбанк» с «Трастом», чьи суммарные претензии к «Запсибгидрострою» превышают 1,5 млрд.
Восьмой арбитражный апелляционный суд рассмотрит жалобу ПАО Национальный банк «Траст» (подконтролен ЦБ РФ) на решение о включении в реестр кредиторов ООО «Трест «Запсибгидрострой» («Трест «ЗСГС», Сургут) долга в 372 млн перед АО «Сургутнефтегазбанк» (основной владелец – «Сургутнефтегаз», Владимир Богданов). С чем связаны претензии, в материалах дела на текущий момент не раскрывается.
Уточним, «Трест «ЗСГС» – крупное предприятие, специализирующееся на проектировании и строительстве гидротехнических и транспортных сооружений. Согласно данным системы «Контур.Фокус», еще в 2018 году выручка компании фиксировалась на уровне в 4,5 млрд (по итогам 2020 – 23,5 млн), баланс – 4,39 млрд (2018), 3,1 млрд (2020).
Как раньше сообщало само предприятие, в состав треста входило несколько организаций в разных регионах с общим числом сотрудников порядка 2 тыс. человек. «Запсибгидрострой» принимал участие в целом перечне многомиллиардных проектов, среди которых, например, ПАТЭС в городе Певек (Чукотский автономный округ).
«Правда УрФО» уже подробно сообщала о финансовых проблемах «Трест «ЗСГС» и связанных организаций. В итоге весной текущего года в отношении сургутской компании была введена процедура банкротства – наблюдение.
Далее в реестр с претензиями, в частности, вошли «Сургутнефтегазбанк» и «Траст». Последний заявил о требованиях в 1,36 млрд, сославшись также на наличие залога.
Как следует из документов, например, банку были переданы в залог все имущественные права (требования) к ООО «Арктическая горная компания» по договору генерального подряда от 2016 года. Как указывается в открытых источниках, например, эти компании сотрудничали в части проектирования и строительства гидротехнических сооружений угольного терминала «Чайка» в районе морского порта Диксон.
Схожее соглашение также было достигнуто по правам (требованиям) к ООО «Разрез Восточный» по договору на выполнение работ по строительству гидротехнических сооружений в составе объекта капитального строительства «Угольный морской терминал грузооборотом 20 млн тонн/год в районе м. Открытый – «Порт Вера». В залог попали и другие активы ЗСГС.
Так или иначе, между крупными кредиторами треста, судя по всему, возникли серьезные разногласия. Например, «Траст» не только подал жалобу относительно притязаний «Сургутнефтегазбанка», но и выступил против требований в 192,5 млн ООО «ДмитровМонтажГрупп» (Сургут).
«В суд от «Траста» поступил отзыв, согласно которому считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, указывает на аффилированность кредитора и непредставление кредитором доказательств реальности исполнения сделок», – указано в документах. Примечательно в этой ситуации, что учредителем «ДмитровМонтажГрупп», согласно «Контур.Фокус», числится все тот же «Сургутнефтегазбанк».
Скоро, вероятно, к этим разбирательствам могут подключиться и другие ресурсные игроки. В частности, суд уже удовлетворил включение в реестр требований долга более чем на 233,9 млн перед «Арктик СПГ 2» (совместное предприятие ПАО «Новатэк» (60%), концерна TotalEnergies (10%), китайских корпораций CNPC (10%) и CNOOC (10%) и JAPAN ARCTIC LNG (консорциум японских компаний MITSUI и JOGMEC) (10%)).
Крупные претензии есть к «Тресту «Запсибгидрострой» и у ООО «Больверк» (Самара). Так, в Арбитраже ХМАО рассматривается иск компании о взыскании с сургутской фирмы более 592,1 млн рублей.
Это разбирательство примечательно несколькими деталями. Первая: «Больверк» – еще одно крупное предприятие, исполнявшее миллиардные госконтракты. Среди учредителей самарской организации, по «Контур.Фокус», ранее числились «Трест «Запсибгидрострой», Харисов Марат Гамирович и Гончаров Алексей Викторович.
Отметим, что Харисов и Гончаров, исходя из информации системы, значатся основными бенефициарами «Треста «Запсибгидрострой».
В 2019 между тем СКР указывал на возбуждение уголовного дела по ч. 7 ст. 159 УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере».
«ООО «Больверк» (генеральный подрядчик) заключило государственный контракт с ФГУП «Росморпорт» (заказчик-застройщик) на строительство объекта «Международный морской терминал для приема круизных и грузопассажирских судов в городе Пионерский Калининградской области» на сумму 7,4 млрд рублей. ООО «Больверк» получило аванс по государственному контракту на общую сумму 3,63 млрд рублей, при этом фактическая готовность объекта составляет лишь 27%, а подрядчиком выполнено работ на сумму 2,052 млрд рублей.
Таким образом, расходование более 1,6 млрд рублей на цели строительства вышеуказанного объекта руководством ООО «Больверк» не подтверждено. Денежные средства направлены ООО «Больверк» на счета 4 аффилированных организаций. В дальнейшем часть денежных средств уходила в пользу фирм-однодневок», – озвучивали тогда свою версию событий следователи.
Между тем федеральные СМИ сообщали, что, в частности, по делу задерживали генерального директора «Больверка» Сергея Шипицина. Примечательно, что, судя по «Контур.Фокус», до сентября 2017 Сергей Шипицин, Марат Харисов и Алексей Гончаров были совладельцами одной компании – ООО «БОЗАТР» (Самара).