Арбитражный суд Москвы удовлетворил ходатайство банка «Авангард», акционером и президентом которого является Кирилл Миновалов (№132 в рейтинге 200 богатейших бизнесменов России Forbes, состояние $800 млн), и наложил арест на имущество авиакомпании «ВИМ-Авиа». Соответствующее определение размещено в картотеке арбитражный дел.
Исковое заявление о взыскании с авиакомпании «ВИМ-Авиа» задолженности в размере 130,6 млн рублей поступило в суд 7 ноября 2017 года. 8 ноября оно было принято к производству.
В тот же день судом было принято определение о принятии обеспечительных мер. «Наложить арест на имущество, принадлежащее ООО «Авиакомпания «ВИМ-Авиа», и находящееся по адресу: Московская область, аэропорт «Домодедово», — говорится в документе суда.
Предварительные слушания по делу назначены на 6 декабря 2017 года. В своем исковом заявлении банк «Авангард» (№52 в рейтинге 100 российских банков по надежности Forbes, активы по состоянию на 1 января 2017 года — 133 млрд рублей) просит суд взыскать с ответчика задолженность (134 006 267,23 рубля). На эту сумму банк просит арестовать товары в обороте, находящиеся у него в залоге по договору от 16 июня 2017 года.
Всего в перечне изделий, находящихся в залоге и подвергнутых аресту, 459 номенклатурных позиций, представляющих собой части конструкции и оборудование воздушного судна. В том числе одно кресло бортпроводника и 16 пассажирских кресел, один радиомаяк и одна крышка мусорного контейнера, четыре основных и три носовых колеса, одно лобовое стекло 1-го и 2-го пилота и один обтекатель, два подкрылка и два бортовых самописца, один спасательный плот и один спасательный трап. Также арестованы судом восемь дымозащитных капюшонов, 621 спасательный жилет разных модификаций и 197 женских трикотажных кардиганов.
В дополнительный перечень имущества, которое может быть взыскано в случае необходимости, входят 509 позиций. Речь идет в основном о технических деталях самолета.
«ВИМ-Авиа» и банк «Авангард»
На конец лета 2017 года «ВИМ-Авиа» была 10-й авиакомпанией России по перевезенным пассажирам (за январь-август было перевезено чуть более 1,8 млн человек). По сравнению с аналогичным периодом 2016 года число переведенных «ВИМ-Авиа» пассажиров выросло на 31%. Средний процент занятости пассажирских кресел составил 76,1%. По объему перевозок грузов и почты авиакомпания занимала 11 место в стране (11 700 т).
Выручка авиакомпании в 2016 году составила 17,2 млрд рублей (рост на 38% по сравнению с 2015 годом), чистая прибыль — 89,1 млн рублей (снижение в 5,7 раза). Общая кредиторская задолженность «ВИМ-Авиа», по данным Росавиации, достигла 10 млрд рублей, из них около 7 млрд рублей — задолженность перед кредитными организациями, лизингодателями, аэропортами и топливо-заправочными комплексами.
Поздно вечером 25 сентября Росавиация заявила, что авиакомпания «ВИМ-Авиа» останавливает выполнение всех чартерных рейсов. К тому моменту долги по выплате зарплаты в авиакомпании «ВИМ-Авиа» превысили 206 млн рублей. Как выяснил Forbes, банк «Авангард» кредитовал компанию «ВИМ-Авиа» почти 15 лет. Самые первые самолеты «ВИМ-Авиа» приобретались в свое время в лизинг через компанию «Авангард-Лизинг».
«За прошедшие годы у авиакомпании были разные времена, однако в целом «ВИМ-Авиа» обслуживала свой долг вполне удовлетворительно. В настоящее время банк «Авангард» предоставляет компании только целевой кредит на выплату заработной платы в размере примерно 115 млн рублей. Это возобновляемая кредитная линия, существенно увеличивать или уменьшать объем кредитования не планируется», — пояснили в июне 2017 года пресс-службе кредитной организации.
Следует напомнит, что пилотирование воздушных судов — как самолетов, так и вертолетов — является страстью владельца банка «Авангард» Миновалова. По словам Миновалова, обычно он отправляется на переговоры за границу за штурвалом собственного самолета.
«ВИМ-Авиа» и уголовные дела
После того, как 23 сентября начались массовые отмены рейсов «ВИМ-Авиа» из-за долгов за услуги, топливо, аэропортовое и наземное обеспечение полетов, в отношении авиакомпании были возбуждены два уголовных дела. 25 сентября Следственный комитет России возбудил первое уголовное дело — по части 4 статьи 159 Уголовного кодекса России (мошенничество в особо крупном размере) — по факту хищения денежных средств пассажиров должностными лицами авиакомпании. Были задержаны гендиректор «ВИМ-Авиа» Александр Кочнев и главный бухгалтер авиакомпании Екатерина Павловская.
Совладельцы «ВИМ-Авиа» Светлана Мурсекаева (99%) и ее муж Рашид (1%) покинули Россию. Оба они объявлены в розыск. По данным источников «Интерфакса», Мурсекаевы могут находиться в Турции
17 октября Приволжское следственное управление на транспорте СКР возбудило еще одно уголовное дело — по факту преднамеренного банкротства авиакомпании «ВИМ-Авиа». Авиакомпания «ВИМ-Авиа» завершила свою активную летную деятельность перевозчика 15 октября. Позднее глава Минтранса Максим Соколов объявил, что действие сертификата авиакомпании приостановлено.
Активы «ВИМ-Авиа» и их будущее
По состоянию на сентябрь 2017 года парк «ВИМ-Авиа» насчитывал 23 воздушных судна, в том числе 12 Boeing 777 (взяты в лизинг в 2015-2017 годах), по четыре — Airbus A319 и Boeing 757, два Airbus A330 и один Boeing 767. Средний возраст самолетов — 19 лет. В июле 2017 года компания подписала соглашение о лизинге 15 новых российских самолетов МС-21.
2 октября на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что есть инвесторы, которые рассматривают для себя покупку компании вместе с долгами. 4 октября он уточнил, что слышал о трех российских компаниях, которые интересуются покупкой «ВИМ-Авиа», но должны изучить весь долговой профиль «ВИМ_Авиа» и понять, можно ли договориться с банками о реструктуризации долгов и с лизинговыми компаниями.
2 октября источник в правительстве рассказал РБК, что одним из инвесторов «ВИМ-Авиа» может стать Борис Карлов, который в 2000-е годы был управляющим директором инвестфонда TPG Aurora. По данным издания, именно Карлов привел в «ВИМ-Авиа» нового гендиректора Александра Бурдина, который с декабря 2015 до сентября 2017 года был гендиректором «Трансаэро и пытался договориться с кредиторами, чтобы возродить компанию.
4 октября российский бизнесмен Александр Лебедев, ранее владевший авиакомпанией Red Wings, заявил, что к нему обращались с предложением купить «ВИМ-Авиа». «Ну, не знаю, буду ли я участвовать», — рассказал он РИА Новости. И отметил, что согласится, «если правительство скажет «за». Это необходимо, пояснил Лебедев, так как правительство может в любой момент закрыть компанию, лишив ее сертификата. При этом бизнесмен считает, что «ВИМ-Авиа» подлежит санированию и у нее среди 120 пунктов назначения есть «очень интересные китайские маршруты». Лебедев отметил, что мог бы запустить в полеты по маршруту Москва-Симферополь девять самолетов Embraer, которые стоят в Португалии.
В «Аэрофлоте» заявили, что не интересуется активами «ВИМ-Авиа». «Аэрофлот» опровергает любые домыслы журналистов о том, что компания ведет какую-либо борьбу за активы «ВИМ-Авиа». «Аэрофлоту» не интересны ни самолеты, ни маршрутная сеть, ни другие активы авиакомпании «ВИМ-Авиа», — отмечалось в сообщении крупнейшего российского авиаперевозчика. Представитель S7 («Сибирь») сообщил, что группа не интересуется покупкой «ВИМ-Авиа».