Пожар, скорее всего, носил строго утилитарный характер в рамках одного громкого уголовного дела из 368 томов (считаю на апрель 2022 года). То есть, если бы здание научно-исследовательского гадюшника можно было бы утопить, то его отправили бы, конечно, на дно. Но и пожар — тоже надежное средство убрать "концы в воду".
Тверской НИИ, ведущий свою историю в Твери с 1957 года (как 2-й научно-исследовательский институт Войск ПВО СССР), был и тем, и другим одновременно. Да, в советское время там якобы пыхтели и что-то делали. Например, систему контроля космического пространства (СККП), которая, кстати, в РФ существует лишь фрагментарно. Об остальных достижениях упоминается в общедоступных источниках довольно бегло:
Среди разработок института — системы невидимости самолетов Су-27 и Ту-160, участие в разработке ракетного комплекса «Искандер». В общей сложности, при участии института были приняты на вооружение 8 типов зенитных ракетных систем, 10 типов истребителей-перехватчиков, 32 комплекса средств автоматизации управления.
Про успехи кулибиных в постсоветский период аккуратно умалчивается.
В 10-е годы текущего столетия тверской "интеллектуальный центр военно-космических сил РФ" внешне был заштатной богадельней со средними зарплатами персонала в 30-40 тысяч рублей и полным отсутствием каких-то реальных разработок. Зато в ЦНИИ более десятка лет (на самом деле и дольше) процветала организованная группа товарищей, работавшая под крышей его главы, генерал-майора Сергея Ягольникова. Суть их деятельности была в распилке бюджетов на изобретение хитроумных военных систем, должных помочь могучей Ресурсной Федерации выиграть битву за глобальное господство у отсталых США и блока НАТО в целом.
Месье Ягольников создал частную компанию АО «Радиотехнические и информационные системы воздушно-космической обороны» (РТИС), которая выступала субподрядчиком ЦНИИ в опытно-конструкторских разработках секретного значения. РТИС, как не сложно догадаться тем, кто не стал патриотом головного мозга, состояло из примерно двух сотен "мертвых душ". В основном, ушедших на пенсию бывших сотрудников тверского института.
Поскольку пересказывать их достижения без здорового смеха невозможно, приведу далее все в виде цитат:
"Согласно отчетам, 175 жителей Твери с 2014 по 2018 годы создали, например, систему слежения за средствами воздушно-космического нападения вероятного противника «Сирена». Ее задача, как следует из опубликованных в открытых источниках докладов разработчика, своевременно обнаружить и предотвратить попытки нанесения так называемых «разоружающих» и «обезглавливающего» ударов крылатыми ракетами с «канадского и аляскинского воздушных направлений».
Другим «научным достижением» пенсионеров стал масштабный проект организации воздушно-космической связи и обороны «Акация», над которым они «трудились» с 2013 по 2019 годы. Он предусматривает анализ в режиме онлайн данных о действиях противника в воздушном пространстве с выводом результатов на интерактивную карту, позволяющую командованию быстро принимать решения. По данным обвинения, за якобы оказанные пенсионерами услуги по проектированию «Сирены» руководство РТИС взяло с заказчика дополнительно 14,4 миллионов рублей; «Акация» обошлась ему на 110 миллионов рублей дороже.
Как пояснил “Ъ” близкий к следствию источник, участие привлеченных «специалистов» было выгодно потому, что опытно-конструкторские работы (ОКР) оцениваются не по конечному результату, а по затраченным подрядчиком человеко-часам. Зная это, организаторы аферы, как следует из обвинения, и включали в научные коллективы две сотни человек, на которых списывались средства. Как полагает следствие, с их помощью организаторами аферы было похищено 285 миллионов 531 тысяч рублей".
В марте 2019 года генерал-майор Сергей Ягольников и затем еще 14 его подельников, были арестованы. А Следственный комитет начал изучать схематоз "военного ученого с мировым именем, внесшего большой вклад в развитие теории и практики создания вооружения противовоздушной и воздушно-космической обороны страны".
Причем по мере продвижения следователей в глубины деятельности тверских мастеров построения эффективной ПВО, их охватывал страшный зуд:
"Дело о «мертвых душах» стало едва ли не самым сложным и масштабным расследованием, проведенным в главном военном следственном управлении (ГВСУ) СКР в последние годы. В его рамках были выполнены следственные действия в нескольких регионах России, допрошены сотни свидетелей и подозреваемых, изучены документы, имеющие самые строгие ограничения по секретности. Одна только назначенная следствием комплексная комиссионная финансовая экономическая судебная экспертиза деятельности группировки военных конструкторов за последние десять лет проводилась три месяца и заняла с десяток томов уголовного дела, общий же объем документов в нем составил 368 томов".
Естественно, следствие накопало кое-что интересное:
"Экс-директоры РТИС Владимир Голубенцев и Олег Богданов вину так и не признали, зато их коллега Андрей Талалаев раскаялся и в рамках заключенного им с ГВП досудебного соглашения дал исчерпывающие показания о махинациях.
С его помощью следствию удалось установить и предполагаемого организатора преступной схемы — отставного директора расположенного в Твери ЦНИИ Войск воздушно-космической обороны Сергея Ягольникова.
По данным следствия, 67-летний генерал-майор в отставке, доктор военно-технических наук Ягольников являлся одновременно основателем и теневым хозяином РТИС — семье генерала принадлежат 19% акций фирмы. В ГВСУ полагают, что непререкаемый авторитет конструктора с мировым именем, проработавшего в ЦНИИ более 40 лет, позволял ему и после отставки забирать значительную часть поступивших в институт госзаказов, передавая их на субподряд своей фирме.
У маленького РТИС, по версии следствия, не было ни штата, ни производственных возможностей для выполнения контрактов, поэтому созданием оборонных систем, как и раньше, занимались сотрудники ЦНИИ, а деньги за них получали «мертвые души». В ГВСУ полагают, что оформлять коммерческие отношения между двумя структурами генералу Ягольникову помогал бывший замначальника финансово-экономической службы ЦНИИ подполковник Роман Жуков, а начальник военного 3237-го представительства Минобороны в Твери полковник Сергей Суша без особого усердия следил за качеством ОКР. Оба они тоже стали обвиняемыми по делу о мошенничестве".
Воровать годами в промышленном масштабе в старом институте в нищей, вымирающей Твери (средняя зарплата там в 2020 году — 35 тысяч рублей) было попросту нечего. Поэтому бесноватые роспатриоты могут спать спокойно — крайне маловероятно, чтобы предпенсионеры на окладах в 300 евро и "мертвые души" создали что-то действительно секретное и пугающее для супостатов. Зато в институте работала как часы ставшая традиционной для РФ система воровства и распилов на липовом штатном персонале.
Такая система процветает в армии, в государственных и даже частных компаниях, а также ведомствах. Впрочем, во многих регионах РФ часть населения — тоже "липовые". Так что бизнес месье Ягольникова нельзя было назвать уникальным. Но стоит понимать, что инкриминируемые ему почти 300 миллионов рублей — это смех на лопате. Скорее всего, объемы распилов были намного выше.
Косвенно на это намекают и попытки немного притормозить дело. Так, по распоряжению главы СК РФ Александра Бастрыкина для генерала Ягольникова были созданы комфортные условия:
В феврале 2020 года ветерана по ходатайству ГВСУ СКР выпустили из СИЗО, позволив приезжать на ознакомление с материалами в удобное для него время. Тем не менее, когда стало ясно, что отставник не укладывается даже в трехлетний срок, отведенный лично председателем СКР Александром Бастрыкиным на расследование особо сложного дела, следствию пришлось поторопить его.
В результате судья 235-го гарнизонного военного суда обязал генерала Ягольникова и его предполагаемых подельников завершить процедуру ознакомления к 15 ноября 2021 года. Теперь дело направят в Главную военную прокуратуру (ГВП), которая должна утвердить обвинение и направить материалы в суд. Учитывая присутствие в расследовании секретных материалов, скорее всего, это будет 2-й Западный окружной военный суд.
Собственно, сам факт многолетнего распила "ветераном" (каких войн?) в ЦНИИ ВКО РФ в Твери выплыл наружу благодаря случайности (халатности обнаглевших схематозников, проще говоря):
Расследование этого уголовного дела, можно сказать, инициировали сами «мертвые души». В конце 2018 года в полицию Твери стали поступать жалобы от местных жителей, утверждавших, что у них якобы вымогает деньги гендиректор АО «Радиотехнические и информационные системы воздушно-космической обороны» (РТИС) Александр Храмичев. Он рассылал гражданам письма, в которых требовал отчитаться за выполненные по договорам с АО работы или вернуть выплаченные зарплаты. При этом угрожал гражданам судебными исками, направлял им проекты мировых соглашений, искусственно создавая, как утверждал один из заявителей, «серьезные финансовые трудности».
Когда в ситуацию вмешались правоохранители, выяснилось, что господин Храмичев лишь пытался разобраться с доставшимися ему в наследство от предшественников «мертвыми душами» — людьми, числившимися в штате предприятия и получавшими там зарплаты.
Поскольку РТИС относится к предприятиям, обслуживающим ВПК, его кадровой политикой и финансовой отчетностью заинтересовались сотрудники УФСБ по воздушно-космическим силам. В январе 2019 года ГВСУ СКР возбудило уголовное дело по фактам особо крупного мошенничества (ч. 4 ст. 159 УК). Расследованием, которое длилось без малого три года, было установлено, что РТИС почти десять лет контролировала группировка предполагаемых мошенников под руководством крупного конструктора и бывшего начальника ЦНИИ войск воздушно-космической обороны Ягольникова".
В ЦНИИ ВКО РФ почти два десятка лет действовала ОПГ, которая распиливала бюджеты на создание различных оборонительных систем для ВКО РФ. Масштабы хищений, по всей видимости, были на порядки выше заявленных 300 миллионов рублей.
Схема выплыла наружу по случайности и в 2019 году глава ЦНИИ был арестован и около года отсидел в СИЗО. К концу 2021 года почти трехлетнее следствие было закончено. Сейчас начался судебный процесс, который идет в силу "секретности" в закрытом режиме. Поэтому здание ЦНИИ в Твери так удачно и сгорело, похерив что-то еще с концами (причиной пожара назвали искрившую проводку в здании с деревянными перекрытиями).
Является ли эта ситуация уникальной? Нет. Каждое российское ведомственное НИИ, почти каждая госкорпорация или ведомство, не говоря уже о военных частях, являются распильно-попильными предприятиями. Деньги куются на липовых контрактах, на "мертвых душах", на списании матценностей, на продажах званий и должностей, и так далее. Можно брать любую "оборонную" корпорацию или НИИ и скопом сажать авансом всех их руководителей. Ошибки, если и будут, то единичными.