Последние три года цены на базовые металлы падали: никель и медь из-за перепроизводства подешевели с начала 2013 г. на 50% и 31% до $10 450 и $5709 за 1 т соответственно. Алюминий дешевел на 20% до $1748 за 1 т из-за лишних мощностей в Китае, а также новых правил работы складов Лондонской биржи металлов, которая растоваривала запасы в 2013–2014 гг., сократив их за два года с 4 млн до 2,2 млн т. Из-за этого упала в 3 раза премия к цене за немедленную отгрузку металла до $100 за 1 т. Суперцикл падения цен на базовые металлы пройден, считает Renaissance Capital. Цены на них будут расти, прогнозируют аналитики Fitch.
Последние месяцы 2016 г. ситуация на рынке никеля улучшилась: физического металла очень мало, часть никелевых шахт на Филиппинах закрыты на реконструкцию и не экспортируют руду, пишет Fitch. Агентство ожидает дефицит никеля по итогам 2016 г. – 40 000 т, а в этом году – 45 000 т. Хорошим подспорьем для роста цен на никель может стать увеличение его потребления в литийионных аккумуляторах для быстро растущего рынка электромобилей, пишет Bank of America Merrill Lynch. Потребление в этом сегменте может вырасти с примерно 20 000 т в 2016 г. до 250 000 т к 2030 г., прогнозирует банк.
Согласно консервативному прогнозу Renaissance, никель к 2020 г. может подорожать до $15 000 за 1 т, алюминий – до $2000 за 1 т, а медь – до $5648 за 1 т (см. инфографику). Драйверами роста цен на медь могут стать развитие инфраструктуры в США, которое обещает администрация избранного президента Дональда Трампа, и стратегические закупки китайским госрезервом, пишет Fitch. Но есть и риск – мировое перепроизводство меди в 2017 г. может составить около 450 000 т, что окажет давление на цену. Хотя в минувший четверг Индонезия запретила экспорт медного концентрата, что может привести к обратному.
Трейдеры и банкиры ждут прежде всего роста цен меди и цинка, считает аналитик Газпромбанка Айрат Халиков. Медь может подорожать из-за того, что Китай будет наращивать потребление металла большими темпами, чем увеличивать производство. Цинк – дефицитный товар на фоне роста автомобильной промышленности в Китае и снижения добычи цинка в 2016 г. из-за недоинвестированности проектов, говорит Халиков.
Алюминий может подорожать из-за увеличения потребления, но основные риски – ввод новых мощностей в Китае на 5 млн т в год и медленное закрытие неэффективных мощностей – пока давят на цену, констатирует Fitch. Рынок базовых металлов был растущим в последнее время, отмечают аналитики Citi: «Мы считаем, что есть достаточно признаков того, что поведение инвесторов меняется, это может привести к созданию дополнительной стоимости для компаний в течение ближайших нескольких лет».
Капитализации металлургов уже растут: UC Rusal с начала этого года подорожал на 3,6% до $6,6 млрд, «Норникель» – на 4% до $26,7 млрд. Суммарные капзатраты всех производителей базовых металлов с 2011 г. сократились на 70% до $30 млрд, компании начали получать меньше от операционной деятельности, а баланс вообще сводился с «натяжкой», иронизируют в обзоре аналитики Renaissance. Но суровая ситуация дала стимул компаниям выжить и увеличить эффективность расходования средств, пишет Renaissance.
Банки могут быть чересчур оптимистичны, считает начальник аналитического отдела БКС Кирилл Чуйко. Сейчас много негативных факторов, которые могут повлиять на рынок. Китайская экономика явно замедляется, а новых точек роста, кроме желания игроков надуть очередной пузырь, пока нет, полагает он. Слишком многое будет зависеть от политики Китая, говорит источник «Ведомостей» в крупной горно-металлургической компании. Сейчас промышленная инфляция в стране – 5,5%, это значит, что Китай субсидирует экономику за счет финансирования промышленного роста. Будет ли Китай контролировать производство никеля, цинка и меди, как это уже делает с алюминием, – пока вопрос, говорит он.