Киев выдвигает к участникам зерновой сделки «ряд политических вопросов», в которых представители российского бизнеса, по их собственному признанию, «некомпетентны», но которые они, вероятно, не прочь были бы «решить» с руководством страны. В переводе на русский – Украина ставит условия нашим предпринимателям. Хотите торговать и получать выгоду – влияйте на власть, так, что ли?
Вот что сказал Мазепин на встрече с президентом России – цитируем с сайта Кремля. «Есть вопрос в плане обеспечения удобрениями Африки и развивающихся рынков. Это аммиак. В июле была заключена зерновая сделка, Министерство обороны, лично Сергей Кужугетович подписал меморандум о транспортировке зерна. В этом меморандуме был пункт о том, что страны под эгидой ООН выразят поддержку, чтобы мы смогли вывезти аммиак, и труба, которая связывает Тольятти и Одессу, будет разблокирована. Мы были воодушевлены. Но прошло время, движений никаких нет. Мы надеялись, что когда будет продолжение зерновой сделки, данный вопрос будет решен. Но хочу доложить, что украинская сторона выдвигает ряд политических вопросов, в которых мы некомпетентны, не можем работать».
Что это за «политические вопросы», Мазепин не озвучил. Также не совсем ясно, с какой стати украинская сторона озвучивает политические вопросы российским бизнесменам (и, кстати, каким образом она это делает?), и на что при этом рассчитывает? Наших предпринимателей точно не вербуют – или не используют в темную? И, к слову, что-то раньше не было слышно, что в рамках зерновой сделки речь может идти об аммиаке – аммиак-то к зерну каким боком?
Отметим, что в заявлениях Зеленского последнего времени аммиак упоминался, как минимум, дважды. В сентябре Зеленский отметил, что он против транзита российского аммиака, отметив, что готов разрешить транзит лишь в случае возвращения всех украинских пленных (при этом Зеленский не связал транзит аммиака с зерновой сделкой). А несколько дней назад Зеленский допустил, что Россия может получить разрешение на транзит аммиака, если Москва и Киев обменяют пленных по формуле «всех на всех». Обмен пленными – не политическое решение, а значит, это не единственное условие Зеленского. Даже любопытно, что он попросит за транзит аммиака.
То, как трогательно бизнес оперирует в условиях спецоперации, становится предметом насмешек понимающей публики. Бывший депутат Рады, а ныне крымский предприниматель Олег Царев иронизирует:
«В Газпроме заявили, что «фиксируют оседание на Украине российского газа», предназначенного для поставки молдавским потребителям по контракту с Молдовагазом. В компании добавили, что «при сохранении транзитного дисбаланса начнут с понедельника, 28 ноября, сокращать поставки через Украину». Газпромовцы включились в чиновничью игру, где взрыв называется хлопок, отступление – передислокацией, а воровство у нас нашими «торговыми партнерами» газа называется «оседанием газа на Украине» и «транзитным дисбалансом»».