Червь недоверия

Источник
Засыплет ли Россию картофелем фри владелец агрохолдинга «Белая дача» Виктор Семенов?
В России создается совместное предприятие по производству картофеля фри. Соответствующее соглашение подписали исполнительный директор голландской Lamb Weston / Meijer Бас Алблас и председатель совета директоров «Белой дачи» Виктор Семенов. Впрочем, прошлое предприятия и личность руководителя дает основания скептически оценить перспективы нового проекта.

«Надо есть меньше картошки»

По словам председателя совета директоров «Белой дачи» Виктора Семенова, компания ждет согласования проекта государственной экспертизой, а потом сразу же приступит к строительству. Предприятие планируется разместить в особой экономической зоне «Липецк», где «Белая дача» арендует 11 га. Продукция должна начать выпускаться в 2018 году. Картофель будет поступать с фермы «Белой дачи» в Тамбовской области, и других хозяйств. Впрочем, строительство завода по производству картофеля фри достаточно странный шаг для такой компании, как «Белая дача», главный лозунг которой - «Лучше всего радовать любимых тем, что полезно для здоровья».

Если верить и тому, и другому, то выходит одно из трех. Или картофель фри стал внезапно полезен для здоровья, либо компания, взявшая громкий лозунг на вооружение, мягко говоря, вводит читателя в заблуждение относительно своей продукции, либо в «Белой даче» никого не любят. Дискуссия по поводу здоровья и картофеля фри идет уже не один год. Веское слово сказала по этому поводу депутат Госдумы Ольга Алимова: «Есть еду из Макдональдса – все равно что есть фекалии, медленно ими травясь. Только в случае с Макдональдсом этот процесс отравления является более приятным, ведь вкусно же! Я не удивлюсь, что и цены снижать будут – только жрите и сдохните побыстрее. Да ради этой «стратегической цели» и бесплатно бигмаки раздавать можно».

Некая гипербола, конечно, присутствует. Но основная мысль выражена четко. К тому же слова депутата никто не опроверг и в суд, насколько известно, не подал. А вот глава «Белой дачи» Виктор Семенов (его фирма давно сотрудничает с российским Макдональдсом, поставляет пока в основном салат) дал отповедь на сайте. Впрочем, не лично депутату, а всем противникам картофеля фри и гамбургеров, и звучит она так: «Наш российский бутерброд с вареной колбасой на порядок опасней и вреднее для здоровья, чем продукция Макдональдса. А тем, кто боится ожирения, надо есть меньше картошки. И вообще меньше есть».

Интересно, что такого знает про свою продукцию Виктор Семенов, когда практически одной рукой подписывает договор с голландцами о совместном производстве картошки фри, и почти одновременно советует согражданам есть меньше картошки? А совет тем же согражданам «вообще меньше есть», прозвучавший, заметим, из уст бизнесмена, зарабатывающего на производстве продуктов питания, выглядит по меньшей мере странно.

Свистели пули...

Насчет партнеров – тоже интересный вопрос. Знали ли они, заключая с Семеновым договор на 100 миллионов евро, о том, например, что стало источником богатства их российского партнера-миллиардера, начинавшего свой трудовой путь в должности помощника бригадира овощеводческой бригады?

А источником была земля знаменитого подмосковного совхоза «Белая дача», основанного на заре советской власти в качестве поставщика Кремля. Практически весь трудовой путь Виктора Семенова и прошел по бороздам этой земли. С некоторыми отвлечениями на партийную работу и депутатство различных уровней вплоть до Госдумы. Борозды тоже не стояли на месте. Были государственными, а стали – собственными. Семенова.

Как писала об этой истории в числе прочих СМИ «Независимая газета» , выдвинувшись к тому времени по партийной линии в руководители «Белой дачи», Семенов просто договорился с тогдашним министром сельского хозяйства СССР Геннадием Куликом превратить любимый совхоз в не менее любимый колхоз. Таким образом, одним росчерком пера земля «Белой дачи» перестала быть государственной. А стала, после проведения известных манипуляций, частной землей Виктора Семенова.

Преступлением назвать это нельзя хотя бы по причине того, что не было по этому поводу ни суда, ни приговора. Но факт остается фактом: Виктор Семенов владеет бывшей государственной землей. При этом государству за эту землю он не заплатил. Интересно, что в дальнейшем Виктор Семенов выступал в ипостаси категорического противника приватизации земли. Оно и верно, зачем уже состоявшемуся латифундисту конкуренты?

Между тем, как показывает нам современный российский опыт, нет никаких гарантий, что в один несчастливый для бизнесмена день с одной из запыленных полок какого-нибудь правоохранительного ведомства не достанут запыленную папку с делом о приватизации «Белой дачи». Интересно, знают ли о таком нюансе иностранные партнеры Виктора Семенова? Между прочим, британская компания Parkridge Holdings, строящая складской комплекс в районе аэропорта «Шереметьево», отказалась от партнерства с «Белой дачей». Потому что выяснилось, что «у российской стороны возникли проблемы с правами на участки», где планировалась совместная стройка.

Изгнание канадца

Вообще создается впечатление, что голландцы из Lamb Weston / Meijer либо беспечны, либо просто любят авантюры. Не могли же они, подписывая соглашение с Виктором Семеновым, не знать о его опыте выстраивания отношений с иностранными партнерами. Ведь в российской прессе в свое время широко освещалась история, например, как канадский бизнесмен Роман Жардановский затеял совместное с Виктором Семеновым предприятие «Русские газоны».

Канадец вложился, поделился технологиями, а через некоторое время его просто выкинули вон – вывели из состава учредителей, оставив без денег и собственности. Видимо, по совершенно случайному совпадению изгнание канадца произошло едва ли не сразу после того, как стоимость его доли в «Русских газонах» увеличилась в несколько раз, после того как Госдума проявила интерес к проекту строительства на землях совместного предприятия в Раменском районе «Парка спорта и развлечений». История имела продолжение в духе уже криминальной драмы. Офис Семенова был обстрелян. Две пули, выпущенные из малокалиберной винтовки, пробив окно, попали в стенку и кресло. Пустое. Виктора Семенова в офисе в то время не было. (И об этом знали все – он присутствовал на церемонии открытия новой школы), МВД возбудило уголовное дело по статье «хулиганство». Никого не поймали, но Семенов утверждал, что имел место акт устрашения, устроенный его бывшим партнером Романом Жардановским.

Раз картошка, два картошка

Для реализации совместного с голландцами мегапроекта по производству нашей, российской картошки фри, одних голландских инвестиций будет маловато. «Ведомости» уже сообщили, что 40% стоимости проекта заплатят партнеры, а 60% будет кредит «Сбербанка». Если проект оценивается в 100 млн евро, то сумма кредита выходит – 60 миллионов евро. Тут самая пора вспомнить, что за Владимиром Семеновым давно замечено «особенное» отношение к банковским кредитам и кредитной политике вообще. Многим памятен недолгий период пребывания Виктора Семенова на посту министра сельского хозяйства РФ в 1998 году. Виктор Семенов тогда просто генерировал идеи.

Так, он предложил разделить многомиллиардный стабилизационный госкредит между банками-агентами Минсельхоза. Часть кредита должен был получить известный сегодня банк «Возрождение», учредителем которого являлся... Виктор Семенов. Это предложение принято не было. Второй случай: предложение перевести счета 300 наиболее успешных хозяйств России в банк «СБС-Агро», который после дефолта был близок к банкротству. Позже название этого банка часто появлялось в прессе рядом с именем Бориса Березовского, которого обвиняли в хищении 13 миллионов долларов через «СБС-Агро».

Так что если бы инициатива министра Виктора Семенова была одобрена, сотни ведущих российских сельхозпредприятий обанкротились бы вместе с кредитным учреждением. Вероятно, это одна из причин, почему министру Виктору Семенову указали на дверь. Конечно, это личное дело зарубежных инвесторов и наших банков, вкладываться или нет, кредитовать ли. Если они любят риск, почему бы и не рискнуть собственными деньгами. Однако хотелось бы понять, есть ли вообще шансы у проекта, затеянного «Белой дачей». Как утверждает исполнительный директор Картофельного союза Алексей Красильников, которого цитируют «Ведомости», большая часть картофеля фри в России импортная (эмбарго на этот продукт не распространяется).

За последние три с половиной года импортировано 310.000 тонн, из них 163.000 тонн пришлось на Польшу, 115.000 тонн на Нидерланды, 14.000 тонн на Германию, 10.000 тонн на Бельгию, 4.000 тонн на Францию. Отечественные производители пока не могут предложить качественную продукцию в достаточном количестве. Сможет ли это Виктор Семенов, даже вкупе с голландцами? На этот счет гложет червь сомнения. Кольчатый такой. Вроде тех, которые порой вылезают из широко рекламируемых салатных листьев в самых неожиданных местах. К примеру, в Александровском зале Кремля. И становятся поводом для большого скандала. Или, в скромном ресторанчике Макдональдса, где дело улаживается миром.